Этнологическая диспозиция в России


Межнациональные отношения между русскими и нерусскими необходимо рубрицировать, каталогизировать их специфику. Связано это с фактами антироссийской и антирусской риторики и деятельности последних в условиях транснациональной жизнедеятельности, которая имеет в своем базисе этнический национализм наступательного характера во всех нерусских постсоветских республиках и регионах.

Четко осознавая близкородственную, диаспоральную специфику жизни нерусских народов нельзя быть до конца уверенным в том, что заявляет респондент, так как то что он делает может и не соответствовать декларируемому в публичном пространстве. К этому нюансу необходимо добавить и такой контекст, как всемирное увлечение национально-территориальным реваншизмом, а так же массовое воспроизводство этнических мифов о “плохих русских” и “плохой России” помешавших их историческому развитию и закабаливших их.

Нерусский человек может быть хороший, но национальный “немножко антирусский” миф он все равно будет поддерживать, так как пойти против национальных связей (семейных, клановых, диаспоральных) он не сможет в силу этнической, родовой специфики.

И русских, и нерусских можно разделить в пропорции 15 и 85 по отношению к межнациональному взаимодействию, но с обратной спецификой.

Русские:

Нерусские:

Необходимо отметить, что речь идет именно о прямых отношениях между народами, а не об отношениях в цепочке народ - государство - народ.

Отношения между народами напрямую подразумевают то, что один народ полезен другому народу, то есть отношения - взаимовыгодные. В данном случае, не получится спрятаться за государство - дескать мы все коллективно работаем на Россию. Как говаривал Владимир Путин в шутке про групповой секс: Некоторые говорят, что групповой секс лучше чем индивидуальный потому, что здесь так же как и в любой коллективной работе сачкануть можно.

Русские полезны для нерусских тем, что они - большой рынок сбыта и труда, на котором можно неплохо заработать. В том числе, не только на самих русских, как на владельцах денег склонных не задумываясь их тратить, но и на том, что русские создали, включая ресурсную базу страны и средства коллективной защиты.

Можно спросить напрямую и без обиняков:

Итак, этническая взаимополезность конкретно в цифрах: рубли, доллары, килограммы, штуки, литры, итд. Если диаспора больше работает на себя, чем на межэтнические отношения с русскими, то это не может расцениваться как “союз равноправных народов”.

Не надо боятся конкретизировать ситуацию, особенно в тот момент, когда создаются очередные основы для очередной формы “дружбы равноправных народов”. Вполне может получиться так, что русские действительно больше должны нерусским, чем наоборот и что нерусские создают для русских гораздо больше положительных условий в совместной соседской жизни.

Если диаспоры ничем не обязаны русским, то почему русские должны быть обязаны диаспорам? Факт соседства по стране не является 100% критерием дружбы.

Теперь непосредственными участниками внутригражданской жизни в России являются гражданские общества сформированные на этнокультурной основе: например, русское гражданское общество и азербайджанское гражданское общество.

Российское гражданское общество - изживший себя формат, так как:

  1. оно сформировано на советской основе, а что было в 90-е годы в годы распада СССР мы все видели
  2. советское гражданское общество существовало при участии государства, а сейчас этого не будет
  3. бывшие республики Советского Союза сейчас выступают как самостоятельные политические игроки для которых Россия и русские - не указ
  4. нерусские диаспоры России существуют как транснациональные квазигосударства, для которых РФ и русские - очень условные и опосредованные “дом” и “соседи”

Если азербайджанская диаспора России преподающая в МГИМО работает над формированием лояльного к Азербайджану русского дипкорпуса - как профессиональные этнополитические лоббисты, то есть ли у русских гарантии того, что объясняемая им концепция “союза равноправных народов” не пишется подобными им людьми с целью очередного “этнического обмана” русских? Нет такой гарантии. Может быть русские продвигатели нового интернационализма банально куплены той или иной нерусской диаспорой.

Итак, еще раз - в современных экономических условиях и геополитической обстановке межнациональные отношения непременно должны быть взаимовыгодными и взаимополезными.

Так ли уж все плохо? Я думаю, что нет.

В конце концов, для исправления прошлых и текущих перекосов, диаспоры России могут начать существовать более открыто и более “русско-ориентировано” и доказать тем 15% недоверчивых русских, что они крайне ценят, уважают и любят русских, с которыми соседствуют и Россию в которой живут и зарабатывают деньги высылаемые на свою этническую родину.