Межнациональный опыт у русских


Многонациональная Россия - это хорошо и правильно. Она такой была всегда и будет всегда. Но исторический опыт нельзя забывать и сбрасывать со счетов. А он, этот опыт, не совсем однозначный. Более того - он настораживающе-поучающий и сигнализрующе-предостерегающий.

Давайте попытаемся спрогнозировать развитие межэтнических отношений в России. Какими они потенциально могут быть в будущем? За основу наших изысканий возьмём существующий на данный момент опыт: Русское Царство, Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация.

Начнем с отрицательного экскурса.

Грузины

Самый показательный для нас опыт последних десятилетий - это грузины и русские. Более яркого крушения русской мечтательности в сфере дружбы народов сложно представить.

Уж как русские обожали грузин! Тосты, песни, лезгинки, папахи и тд и тп. И как это обожание вернулось к ним в виде обвинений и упрёков, самым известными из которых была фраза про "сапог русского оккупанта" и грузинские воры в законе.

Про тбилисские события 1998 года, незабываемый 2008-й, Кикабидзе, грузинских наёмников внаукраине и их стремление в НАТО можно и не вспоминать.

Так смачно в русских ещё никто и никогда не плевал. Даже не знаю, остался ли у нас тот уровень веры в потенциальный интернационализм и его формат.

Но как не крути, а факт остается фактом: дружбу разорвали грузины. Ни общая религия, ни уровень обожания у русских не помогли.

Народы Прибалтики

Следующие на очереди - все прибалты. Если грузин русские обожали душой, то прибалтов они уважали как "самых европейских европейцев". И все-то у прибалтов было лучше, чище, красивее и тд. Русские постоянно ставили сами себе прибалтов в пример. Старались быть на них похожими.

Но ни русский пиетет, ни русские дотации и туристы не помогли сохранить отношения. Прибалтийские эпитеты в наш адрес были вполне закавказскими, плюс героизация лесных братьев и тд.

Финита ля комедиа: гордые прибалты перестали дружить с русскими. У них теперь другие друзья.

Народы Средней Азии

После прибалтов будут народы из Средней Азии. Дыни и виноград, изюм и курага умноженные на массовое использование азиатских тюбетеек в русском бытовом и кинематографческом обиходе прочно вошли в советскую историю советской дружбы народов.

Помогло? Нет. Последствия? Да те же самые. Оккупанты, гонители ислама, погромы, изгнания и тд и тп.

Дружба оказалась недолговечной: азиатам русские не нужны. Ну разве только как покупатели их наркотиков и кальянов.

Армяне и азербайджанцы

Настала очередь одновременно двух закавказских народов: азербайджанцев и армян. Не смотря на их религиозное различие между собой военно-политическом противостояние - они "родственники" по русско-нерусскому вопросу и схожи в нем.

Русским не помогло единоверие с армянами и уважение к торговым талантам азербайджанцев.

Выдавливание русских из своих республик осуществляли более цивилизованного чем предыдущие товарищи. Но это не изменяет факта: эти народы прекратили дружеские отношения с русскими и перевели их в плоскость использования русского рынка сбыта и эксплуатации русских финансовых потоков.

Казахи

Казахи избрали себе нейтрально-понижающую стратегию в отношениях с русскими. Действуя небольшими тактическими мерами они уверенно ведут кахаско-русские отношения к условно-дружеским с заделом на разрыв. Ни дружбы, ни вражды. Ничего. Перспектив никаких.

Положительных русско-нерусских отношений республиканского уровня на постсоветском пространстве, мне кажется, - не существует. Всё народы ушедшие в самостоятельное плавание строят свои суверенитеты на русоотрицании, если не русофобии.

Хороший этно-политический урок для русских и отличный набросок для подхода к изучению многонациональных настроений у них же.

Про украинцев и белорусов писать не буду. Принципиально.


Перейдём к положительным, условно-положительным и подвисшим сюжетам межэтнического опыта русских. Он перемещается вовнутрь России. Это та самая анализируемая перспектива "межнаца". Это швы сегодняшнего скрепления России и перспективы её будущего.

Крымские татары

Это подвисший дружбонародный сюжет.

Никто не отменит у русских генетическую память о почти 300-летней истории набегов крымских татар за русским полоном для перепродажи его в Турцию. Я не могу представить себе какие-то особо надежно скрепляющие нас исторические моменты.

В любом случае, ход за крымскими татарами. У них карт-бланш.

Волжские татары

Волжские татары до последнего десятилетия, лично для меня были образцовым народом. Русско-татарскими отношениями я гордился. Мусульмане и христиане, поскреби русского и найдёшь татарина, образцово-показательная Казань, известнейшие поволжско-татарские персоны и тд и тп. В общем, русский и татарин братья навек - не были для меня парадной фразой.

То что происходит в Татарстане сейчас у меня в голове не укладывается. За парадным фасадом исторической благонадежности, оказывается, притаился тюркско-исламский зверь. Вот это поворот! Что-то будет точно.

Но тем не менее, русско-татарские отношения для меня являются положительными. Хотя и трансформируются уже в условно-положительные.

Башкиры

О башкирах мне особо сказать нечего. Я просто не сталкивался никогда с этим народом. Но по слухам и информационному мейнстриму вроде все очень хорошо. Позволю записать русско-башкирские отношения в положительные. Без оговорки "условно".

Кабардинцы и черкесы

Адыгов возьмём "вообще", но акцент сделаем на кабардинцах. Признаюсь честно, ваш покорный слуга на данный момент, испытывает пиетет к кабардинцам и черкесам. Считаю русско-кабардинские отношения исторически положительными, что было подкреплено моей службой в советской армии.

Очень надеюсь, что исламский фактор и имидж горца-"кавказца" не разрушит в дальнейшем лично мои убеждения относительно адыгов.

Кабардинцы и волжские татары - лидеры по долгосрочности отношений с русскими: более 400 лет, почти 500.

Балкарцы и карачаевцы

Про карачаев и балкарцев ничего сказать не могу. Не сталкивался с ними. Информационный тюркский мейнстрим и их дружеские покусывания кабардинцев не позволяют их определить никак иначе как "неизвестными для Пахома Ваньшина".

Дагестанцы

Перейдём к дагестанцам. Лично для меня дагестанцы - это события в Ботлихе. Этим для меня сказано если не все, то очень многое. Так же, именно с дагестанцами я обладаю наиболее длительным и положительным опытом сетевого общения. Из северо-восточно-кавказских горцев они для меня наиболее адекватные.

К сожалению, личное общение не всегда было положительным. Плюс процессы прыжково-ринговой "хабибизации" настораживают.

Поэтому запишем русско-дагестанские отношения в условно положительные с понижающими тенденциями вплоть до подвисших.

Ингуши и чеченцы

Вайнахов, чеченцев и ингушей, возьмём "вообще", хотя на мой взгляд ингуши попроще и поприветлевее. Сетевое общение с ингушами у меня было более продолжительным и положительным в сравнении с чеченцами. Но в советской армии я дружил как раз с чеченцем.

Не смогу записать русско-вайнахские отношения ни в какие другие, кроме как "подвисшие". Особых положительных потычек и перспектив я не вижу, скажу честно.

Осетины

Остались осетины. Северные и южные в одном флаконе.

Мой советско-армейский опыт общения с осетинами был полностью отрицательным. Категорически не дружбонародный. Дигорцы и иронцы прочно осели в моей памяти как отрицательные персонажи.

Но участие осетинских добровольцев на русской стороне внаукраине, плюс события 2008 года, плюс мнение многих других русских - это безусловно хорошо.

Запишем русско-осетинские отношения в условно-положительные.


Ссылки:

Теги: #крамола, #мыслескульптор, #лонгрид, #межнац

Регулярные интернациональные понукания и коллективные принуждения русских к многонациональности не имеют в их головах обширной положительной исторической опоры и приводят к прямо противоположным результатам. 90-е годы слишком свежи в наших воспоминаниях, а краткий исторический анализ и вовсе "как бэ намекает" - русский будь бдителен.