Пахом, горцы и "кавказцы"

Наверно я повторюсь, но для меня горцы и "кавказцы" - это слова с совершенно разным смыслом. Причем это не прихоть человека, который хочет поссорить народы Кавказа между собой, а результат достаточно продолжительных активных наблюдений за представителями этносов представляющих Северный Кавказ.

К этому утверждению я добавлю небольшой нюанс. По-моему мнению, народы Закавказья - не горцы, хотя армяне, грузины и азербайджанцы вполне могут быть "кавказцами".

Горцы - это горцы. "Кавказцы" - это "братки".

Горцы - это представители этносов-народов-наций, генезис развития которых сформирован в горных регионах Кавказа, а не на равнине. В рамках своеобразной культуры и уклада жизни, специфичной особенностью которых являются продолжительные междоусобные военные стычки.

"Кавказцы" - это бандиты из 90-х годов. Субкультура сходная с уголовной: что-то типа АУЕ для взрослых.

Некая суровость, сдержанность и маскулинность по-разному трансформируется в бытовой уклад жизни и поведение у горцев и "кавказцев". Несмотря на одинаковые отправные точки и места рождения, результат социального генезиса этих двух особых социумов разный. Мне лично горцы очень симпатичны, с "кавказцами" - ничего общего быть не может.

Горец - никогда не "быкует", а "кавказец" - всегда хам. Горец - созидатель, "кавказец" - отбиратель.

Безусловно, Северный Кавказ не однороден в степени "кавказскости". Существует две большие группы:

  1. народы северо-западного Северного Кавказа
  2. народы северо-восточного Северного Кавказа

Разделение условно проходит по границе Кабарды и Чечни образца середины 19-го века.

В свою очередь северо-восточный Северный Кавказ делится еще на две группы:

Если коснуться темы межнациональных отношений и всевозможных интеграционных процессов, осуществляемых Россией в Северо-Кавказском регионе, то я лично скорее надеющийся пессимист, чем уверенный оптимист.

Связано это с тем, что со стороны народов северо-восточного Северного Кавказа, особенно вайнахов, слишком высок уровень бытовых условностей и запрос на особый статус "своенравных благородно-воинственных народов". Конечно, процент проживающих там русских и недавние военные события не добавляют оптимизма в этом вопросе.

Если бы я был работодателем, то очень осторожно брал бы горцев на работу. Ладно бы дело ограничивалось только ситуацией кто передо мной - горец или "кавказец". Или моими личными характеристиками в плане общения с подчиненными (вдруг я хам). Ситуация несколько глубже.

Представители горских народов не совсем принадлежат сами себе.

Влияние родственников-соплеменников (тейпа, тухума, клана) и/или религиозных наставников невозможно учесть при личном общении/найме. К тому же, входя в тесные взаимоотношения с горцем сложно предположить их генезис, так как высока разница менталитетов и когда у горца "что-то перещелкнет " в мозгу среднестатистическому русскому понять пока не дано.

Безобидная на русский взгляд шутка может стать отправной точкой ухудшения отношений. Не то сказал, не так посмотрел и вот вам конфликт. Зачем рисковать?

Разумеется, есть разница и внутри разных возрастных групп: умудренные жизнью горцы после 45 лет это одно, а молодые люди до 30 - совершенно другое. Такой факт тоже надо держать в уме.

На самом деле, конечно, если отойти от вольного философствования, то все не так уж плохо и критично. Остатки советских связей еще продержатся пару-тройку поколений, а за это время мы сообща что-нибудь придумаем. Может и не  получится плакатного советского варианта единения народов, но в конце концов дом у нас один - Россия.

Мне нравится вникать в детали жизни горских народов и узнавать. Отход в информации о Северном Кавказе от грузиноцентричности открывает совершенно неожиданные и интересные нюансы. Двигаясь по спирали в получении информации и заходя кругами на северо-кавказские темы можно быть более объективным по отношению к своим согражданам, так как официальное федеральное информационное поле мне кажется каким-то некультяпым, неполным и однобоким.


Часть первая: Пахом и "кавказцы"