Основы исламской культуры. Учебник 4-й класс


Ислам — мировая религия

Где возник ислам

Посмотри на карту Аравийского полуострова. Именно здесь в VII веке возник ислам.

В те далёкие времена, как, впрочем, и теперь, большую часть его покрывали сухие степи, песчаные и каменистые пустыни. Жители Аравии (арабы) занимались в основном разведением верблюдов и овец, вели кочевой образ жизни.

Распространение ислама началось благодаря проповедям пророка Мухаммада. В основном его деятельность протекала в двух аравийских городах — Мекке и Медине. Оба этих города считаются у мусульман священными.

Ислам в современном мире

Ислам является одной из трёх мировых религий. По числу последователей (1 миллиард 200 миллионов) ислам занимает второе место в мире, уступая только христианству.

Эту религию исповедуют люди разных национальностей и разных государств, проживающие в разных частях света.

В настоящее время ислам исповедуют во всём мире. Страны, в которых большинство населения исповедует ислам, находятся в Африке и Азии.

Ислам в России

Распространение ислама в России

Распространение ислама на землях, ныне относящихся к территории России, началось в VII веке. В городе Дербенте возник первый на Кавказе центр ислама. Ислам был принят и некоторыми народами Поволжья. С X века существовало государство Волжская Булгария, население которого исповедовало эту религию.

В начале XIV века ислам как государственную религию приняла Золотая Орда. Она располагалась на обширной территории современного Поволжья, Кавказа, Западной Сибири.

Значительная часть населения в Российском государстве (XV век — начало XVIII века) исповедовала православие, поэтому терпимость по отношению к людям, исповедовавшим другие религии, появилась не сразу. Только в 1773 году императрицей Екатериной Великой был принят государственный указ «О терпимости всех вероисповеданий». Указ 1783 года позволил не приглашать мулл из-за рубежа, а выбирать их из своих мусульман. В 1787 году был напечатан полный арабский текст Корана «для бесплатной раздачи киргизцам», отдано распоряжение о строительстве мечетей за государственный счёт. В 1883 году начала издаваться первая газета на татарском и русском языках «Тарджеман» («Переводчик»), которая стала своеобразной летописью культурной жизни российских мусульманских общин.

В советское время (1917-1991 годы) религиозная жизнь народов России почти прекратилась. Так, из 14 тысяч мечетей, которые до 1917 года действовали на территории нашей страны, осталось меньше ста.

В настоящее время ислам в России, как и другие религии, возрождается. Восстановленные и вновь построенные мечети становятся центрами религиозной жизни верующих. Сейчас на территории России более 8 тысяч мечетей, а медресе — больше ста.

Для любознательных
В 1552 году в Казани началось строительство нового кремля. Были призваны псковские мастера под руководством зодчих Постника Яковлева и Ивашки Ширяя. Территория крепости была расширена, шесть башен построили из камня, большую часть стен и башен возвели из дуба. В XVII веке все деревянные оборонительные сооружения Казанского кремля заменили каменными. До XVIII века в городе сохранялись дворец и мечеть татарского хана. В 1994 году в Татарстане был создан историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль». В 2005 году было завершено строительство новой мечети Кул Шариф. В 2003 году на территории музея установили памятник русским и татарским зодчим. Памятник воплощает в себе соединение культур русского и татарского народов.

Духовное управление мусульман - ДУМ

Во главе местных (региональных) мусульманских общин в России стоят муфтии. Слово муфтий в переводе с арабского означает «высказывающий мнение, толкователь законов». Это означает, что муфтий выносит решения по спорным вопросам, разъясняет и уточняет отдельные положения мусульманского вероучения. Муфтий также возглавляет духовное управление мусульман, которое руководит религиозной жизнью его региона.

Помимо региональных духовных управлений (муфтиятов), существуют Центральное духовное управление мусульман России и Совет муфтиев России. Совет муфтиев возглавляет шейх Равиль Гайнутдин. Центральное духовное управление мусульман — это религиозная организация значительной части мусульман нашей страны. Его главной задачей является забота об утверждении исконных духовнонравственных ценностей традиционного ислама и содействие в укреплении мира, взаимопонимания и согласия между всеми народами и последователями других религий в нашей стране.

Председателем Центрального духовного управления мусульман России с 1992 года является Талгат Таджуддин. В своих проповедях и выступлениях он призывает верующих проявлять терпимость к другим вероисповеданиям, уважение к религиозному выбору человека, выступает за мирное решение любых конфликтов, за согласие в обществе, взаимодействие разных религий.

«Нет Бога, кроме Аллаха...»

Единый Бог — Аллах

Слово ислам в переводе с арабского означает «покорность», «подчинение». Исповедовать ислам — значит покориться, подчинить себя законам Единого Бога, которого последователи ислама называют Аллахом.

Аллах имеет 99 прекрасных качеств. Назовём лишь некоторые из них: Единый, Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Всемогущий, Всевидящий, Всезнающий, Милостивый, Милосердный, Карающий и др.

В священной книге мусульман Коране говорится: «Аллах — нет божества кроме Него... Им не овладевает ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что на небесах и на земле... Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий».

Язычество, суеверие (по мнению мусульман) является тяжким грехом.

Мусульмане верят, что всё совершается только по воле Аллаха. Ничто не происходит без его ведома. Людям, сотворённым Им, дано познать только то, что Он позволяет.

Как Аллах создал мир

Всё живое на Земле создал Аллах. Вот как об этом говорится в Коране: «Он воздвиг над землёй незыблемые горы, наделил её благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: „Придите по доброй воле или против воли". Они сказали: „Мы пришли по доброй воле". Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности...» На седьмом небе Аллах создал рай, а ниже первого — ад. Выше седьмого неба находится трон Бога.

А затем из куска глины Аллах создал мужчину и женщину — Адама и его жену. Аллах повелел ангелам: «Поклонитесь Адаму». Все ангелы исполнили волю Бога, кроме могущественного джинна по имени Иблис. Аллах спросил у него: «Почему ты не кланяешься?» Иблис ответил: «Я лучше, чем Адам: меня ты сотворил из огня, а его — из глины». Аллах рассердился на Иблиса и прогнал его от себя. После этого Иблис стал шайтаном — злым духом, во всём враждебным Богу и человеку.

Мусульмане должны верить, что Аллах един. Только Он достоин поклонения, нет никого, достойного поклонения, кроме Него. Он создал землю, небеса, солнце, луну, звёзды, джиннов и людей. Он создал всю вселенную, и только Он её хозяин. Только Он даёт жизнь и смерть. Он Несравненный, нет ничего похожего на Него.

«О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный».

Пророки — избранники Аллаха

Люди, которых возлюбил Аллах

По исламскому вероучению, пророки были избраны Аллахом, чтобы люди поняли, что такое единобожие. По воле Аллаха в мир приходило много разных посланников. По преданию, их было 124 тысячи, хотя точное количество и имена всех пророков неизвестны. Но можно утверждать, что все они были умны, правдивы и честны, не имели грехов. Все пророки проявляли твёрдость и бесстрашие, служа Аллаху.

Среди посланников Аллаха особо почитаются девять пророков — их называют стойкими пророками. Среди стойких пророков, предшествовавших Мухаммаду, особенным почитанием у мусульман пользуется пророк Ибрахим. По воле Аллаха Ибрахим построил святилище Каабу. Позже вокруг него вырос город Мекка. Главной святыней Каабы является принесённый Адамом белый райский камень. Со временем из-за людских грехов он потемнел, и его стали называть Чёрным камнем.

Великий пророк Мухаммад

Последним и самым великим пророком ислама был Мухаммад.

Мухаммад (Мухаммед) родился в Мекке в 570 году. Он принадлежал к племени курайш, которое правило древней Меккой, и был потомком пророка Ибрахима. По воспоминаниям современников, Мухаммад отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью своему слову. Ещё ребёнком он начал трудиться — пас овец и коз, а когда подрос, стал сопровождать торговые караваны.

Курайшиты, подобно остальным племенам Аравийского полуострова, верили во множество богов.

В конце 610 года произошло великое чудо: Мухаммад услышал голос ангела, призвавший его идти проповедовать веру в Аллаха. Народ не был готов к вере в Единого Бога, поэтому три года Мухаммад проповедовал тайно. Сначала ислам приняли лишь несколько его родственников. Постепенно число верующих стало увеличиваться. Это испугало власти Мекки, и они стали преследовать мусульман. Мухаммад и его последователи вынуждены были совершить переселение в Ясриб, который после этого стали называть Медина (Мединат ан-Наби), то есть Город Пророка. Переселение произошло в 622 году. С этого события начинается летосчисление ислама.

За многие столетия последователи ислама собрали огромное количество рассказов об образе жизни и благородстве пророка Мухаммада.

Пещера Хира — священное место для каждого мусульманина

Пещера Хира на горе Джабаль ан-Нур находится недалеко от Мекки и считается местом зарождения ислама. В этой таинственной пещере на каменистом склоне горы любил уединяться Мухаммад. Здесь он отдавался размышлениям, здесь, по преданиям, он услышал таинственный голос, побудивший его стать пророком.

Предание гласит, что Мухаммад услышал ангела Джабраила, который приказал: «Читай!» Мухаммад ответил, что не умеет читать. Ангел ещё дважды сказал: «Читай!» После третьего приказания Мухаммад спросил: «Что читать?» Тогда Джабраил сам прочитал аяты, и пророк сразу повторил их. Так были ниспосланы мусульманам первые заповеди Аллаха.

Для любознательных
Во дворце Топкапы — резиденции османских султанов в Стамбуле — хранятся реликвии, связанные с пророком Мухаммадом. Ещё в 1517 году султан Селим Явуз, захвативший Египет, где находились эти предметы, перевёз их в Стамбул. Здесь можно увидеть собственные вещи пророка Мухаммада: мантию, хранящуюся в золотом ковчеге на серебряном пьедестале, хырку (стёганую куртку), мечи, янтарную печать, зуб, волосы из бороды, стрелы, письмо, отпечаток ноги и другие. Недавно в Чеченскую Республику была доставлена одна из святынь ислама — чаша, которой пользовался пророк Мухаммад. В аэропорту реликвию встречали глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и представители муфтията. В мечети состоялась молитва в её честь.Чаша хранится в главной мечети республики — «Сердце Чечни». Ежегодно в день рождения пророка Мухаммада реликвия выставляется на всеобщее обозрение.

Каким был пророк Мухаммад

По устным и письменным свидетельствам, пророк Мухаммад был человеком среднего роста, широкоплечим, с крупными кистями рук. Он ходил, слегка наклонившись вперёд. От своих соплеменников он отличался более светлым оттенком кожи. Волосы ниспадали до мочек ушей, борода была густой и чёрной. Над тёмными глазами почти сходились дуги бровей. Когда Мухаммад радовался, лицо его озарялось. Он часто улыбался, но никогда не смеялся громко. Говорил не много, приятным голосом, не спеша, порой повторял свои слова дважды, чтобы все могли его услышать и понять. Часто молчал и внимательно слушал собеседника.

Исламский историк и богослов Абу Джа- фар Мухаммад ат-Табари писал: «В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нём о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна». Люди тянулись к нему за советом и помощью, и с каждым он находил возможность поговорить и помочь ему.

Как жил пророк Мухаммад

Мухаммад жил очень скромно. Он не стремился к богатству. Деньги и роскошь его не заботили, всё это он считал бременем для человека. По словам Аиши, жены пророка, он никогда не употреблял белый хлеб, был нетребователен к домашней утвари, постели или одежде, спал на жёсткой циновке.

Многие из тех, кто окружал Мухаммада, рассказывали, что его дом был гостеприимным, а большая семья — счастливой, несмотря на то что жила совсем небогато. Он занимался домашним хозяйством: чинил обувь, чистил одежду, ремонтировал домашнюю утварь.

Безгранично любил Мухаммад своих детей и внуков. Один из его учеников говорил, что никогда не встречал такого милосердного отца и деда. Он был искренен с детьми, любил играть с ними, сажал сыновей на спину и возил их на себе. При этом большое внимание уделял их воспитанию, показывая верную дорогу к Аллаху.

Для любознательных
Согласно легендам, у пророка Мухаммада была любимая кошка Муэцца. Пророк никогда не тревожил её сна — она любила спать на его коленях во время проповедей, — а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Однажды Муэцца уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Недолго думая, Мухаммад отрезал рукав, на котором дремала кошка, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась пророку, а он трижды её погладил. Одно из преданий свидетельствует, что кошка Мухаммада была белой, с глазами разного цвета. В память о Муэцце всем кошкам разрешён свободный вход в мечеть.

«Господь сказал: есть три человека, которых я отвергну в день Суда: человека, который пообещал и не сдержал своего слова, человека, который заработал денег, продав свободного в рабство, и человека, который нанял кого-то, извлёк выгоду из его труда и не заплатил ему по достоинству».

Разговор о верблюде

Однажды пророк встретил на улице верблюда. Верблюд увидел Мухаммада, и у животного потекли слёзы. Пророк подошёл к нему, вытер ему слёзы, погладил, и верблюд успокоился. Затем пророк спросил: «Кто хозя ин этого верблюда?» Подошёл один юноша и сказал: «Это мой верблюд». Пророк сказал тому юноше: «Бойся Аллаха и относись хорошо к животному, которое тебе дал Аллах, а то оно жаловалось мне, что ты заставляешь его работать сверх его возможностей и плохо его кормишь».

Тоска дерева по пророку

Свои первые проповеди пророк читал, прислонившись к стволу пальмы в мечети. Затем для проповедей соорудили минбар (трибуну), и пророк начал читать проповеди с минбара. Все, кто был в мечети, услышали странный стон, доносящийся от пальмы. Услышав его, пророк спустился с минбара, обнял ствол пальмы и что-то прошептал. Пальма успокоилась.

Встреча с бедуином

Однажды к Мухаммаду подошёл бедуин и задал такой вопрос:

— Чем ты можешь доказать, что ты являешься посланником Господа?

Пророк ответил ему:

— Сейчас я позову ветку вон той пальмы, она придёт и подтвердит, что я — посланник Аллаха.

Действительно, ветка отделилась от дерева и, подойдя к Мухаммаду, промолвила:

— Мир тебе, о посланник Аллаха!

После этого пророк приказал ей вернуться на место, и она вернулась на дерево.

Увидев это чудо, бедуин тотчас принял ислам.

Что сказала ящерица

Бедуин из племени Бани Сулейма, поймав ящерицу, принёс её Мухаммаду и сказал:

— Клянусь, пока эта ящерица не поверит тебе, я тоже не признаю твоего пророчества.

В ответ Мухаммад спросил ящерицу:

— О ящерица, ты кому поклоняешься?

Вдруг ящерица ясно и чётко ответила:

— Я в твоей власти, о посланник Аллаха! Я поклоняюсь Аллаху, который правит небесами и землями, морями и реками. Я поклоняюсь Аллаху, который сотворил рай как проявление Своей милости и ад как проявление Своего гнева!

— В таком случае кем я являюсь? — задал ещё один вопрос пророк.

Ящерица отвечала:

— Ты являешься посланником Аллаха — Владыки миров.

Услышав слова ящерицы, тот бедуин взволнованно воскликнул:

— Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Ты воистину являешься посланником Аллаха. Я поверил тебе всей душой, всем сердцем!

После этого бедуин вернулся к своим соплеменникам и рассказал об увиденном чуде. Поражённые его рассказом, все члены этого племени приняли ислам.

О Читая текст, постарайся определить, что помогло Мухаммаду совершить чудо.

Как пророк накормил людей

Однажды Мухаммад участвовал в военном походе. Когда у людей закончились запасы продуктов, они обратились к пророку за помощью. Мухаммад приказал сложить перед ним все остатки провианта: это были пшеница, финики, семечки, которые люди сосали при сильной жажде, когда закончилась питьевая вода. Пророк прочитал молитву с просьбой, чтобы Аллах послал изобилие. И произошло чудо — продуктов стало так много, что все наполнили запасами свои мешки.

  • Поиск знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманки.
  • Знание — дерево, а дело — плоды.
  • Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе.

Последняя проповедь Мухаммада

Во время своего последнего паломничества пророк Мухаммад, достигнув горы Арафат, произнёс прощальную проповедь. Проповедь состоялась девятого числа месяца зуль-хиджа (12-й месяц лунного календаря) 632 года.

Мухаммад сказал: «Я оставлю вам то, что не даст вам сбиться с пути, если станете крепко держаться этого, — Книгу Аллаха.

А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?» Ответили ему мусульмане: «Мы засвидетельствуем, что ты передал нам то, что было тебе велено сообщить, сохранил в целости то, что было тебе доверено, и наставлял нас».

Вот некоторые из наставлений пророка:

  • Не причиняйте несправедливости, и с вами не поступят несправедливо.
  • Относитесь к вашим женщинам, которых вы взяли в жёны с дозволения Аллаха, хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они — ваши спутники и преданные помощники.
  • Всё человечество произошло от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом. Белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин — брат мусульманину и что мусульмане составляют единое братство.
  • • Помните: однажды вы предстанете перед Богом и ответите за ваши деяния, так будьте же осторожны, не сходите с пути благочестия после моего ухода.

Хрупкий подарок

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Храбрость раба

Хусейн был внуком пророка Мухаммада. Дом его был прекрасен, а кошелёк туго набит. Тот, кто обижал его, обижал богатого человека, а грозен гнев богатого.

Однажды раб, нёсший чашу с кипятком, проходил мимо Хусейна, когда тот обедал. К несчастью, брызги кипятка попали на внука пророка, который испустил вопль гнева. Упав на колени, раб не утратил присутствия духа и напомнил стих из Корана:

— Рай для тех, кто обуздывает свой гнев, — воскликнул он.

—  Я не гневаюсь, — ответил Хусейн, тронутый этими словами.

— ...и для тех, кто прощает людей, — продолжал раб.

— Я прощаю тебя, — сказал Хусейн.

— ...ибо Аллах любит милосердных, — добавил слуга.

В ходе этого разговора улетучился гнев Хусейна. Обретя былое равновесие, он заставил раба подняться и произнёс:

— Отныне ты свободен. Возьми вот эти четыреста серебряных монет.

Таким путём Хусейн научился обуздывать свою вспыльчивость.

Наставления отца

У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему:

— Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь.

Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но случилась странная вещь: с ним перестали разговаривать в ауле, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришёл к матери и сказал:

— Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?

На что мать ответила:

— Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ — никогда не здоровайся первым — означает: вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ — каждый вечер кушай сладкое — означает: поработай целый день в поле, и вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ — каждое утро надевай новую обувь — означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду, и утром она ему покажется новой.

Со следующего утра юноша делал всё, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.

  • ...Оказание тобой помощи человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть милостыня, и слово доброе — милостыня, и в каждом шаге, который ты делаешь, идя на молитву, — милостыня...
  • Тот, кто лжёт, тот не из нас.
  • Выдержка, терпеливость, выносливость, умение поступать обдуманно — это от Бога. Поспешность — от шайтана.
  • Желай брату своему того же, чего желаешь самому себе.
  • Поиск знания — обязанность каждого мусульманина...

Столпы ислама

Пять столпов ислама — основные предписания, исполнение которых обязательно для всех мусульман.

Шахада (свидетельство веры). Первый столп ислама — глубокая вера в то, что Ал лах — единственный Бог, а Мухаммад — его посланник. Пророк сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и, истинно, я посланник Аллаха. Любой раб, встретивший Аллаха в Судный День этими словами, несомненно, без всякой помехи войдёт в рай».

Намаз (молитва). Второй столп ислама — ежедневные молитвы, которые совершаются пять раз в день. Мусульмане молятся, повернувшись лицом к священному городу Мекке.

Саум (пост в месяц рамадан). Важной обязанностью в исламе является соблюдение поста в месяц рамадан (по исламскому календарю). В священной книге мусульман Коране сказано: «...И вот, кто из вас застаёт этот месяц, пусть проводит его в посту...», а посланник Аллаха сказал: «Кто ради Аллаха держал уразу (пост) в месяц рамадан, у того все предыдущие грехи будут прощены».

Во время поста верующий не должен есть, пить, курить, развлекаться в светлое время суток. К пище можно приступить тогда, когда «белую нитку невозможно отличить от чёрной».

Пятикратный обязательный намаз и дополнительные ночные моления в это время совершаются с особым усердием. Основная цель поста — не голод и лишения, а духовное очищение человека, память о том, что кто-то беден и голодает и люди должны быть милосердны друг к другу.

Мусульмане верят в то, что Аллах может простить грехи человека, если он проводит время в чтении молитв и совершает богоугодные поступки, например помогает нуждающимся, жертвует средства на благотворительные цели.

От поста освобождаются дети, больные, старики и женщины, которые ждут ребёнка.

Закят (пожертвование). Каждый мусульманин должен совершать пожертвования, помогать ближним. Закят — это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Таким образом человек проявляет своё милосердие, сочувствие к людям. По этому поводу пророк Мухаммад говорил: «Верующие, проявляющие дружбу, милосердие и сочувствие друг к другу, похожи на одно тело. Если одна его часть болит, то болит всё тело».

Закят выплачивают обеспеченные люди, для которых пожертвование является одним из видов служения Аллаху. Нельзя выплачивать закят своим ближайшим родственникам, богатым людям и немусульманам.

Хадж (паломничество). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен посетить священные места ислама, то есть совершить паломничество (хадж). Хадж — паломничество в Мекку — главный священный город ислама.

Центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат, которое продолжается с утра до захода солнца. Паломники слушают проповедь и молятся. На следующий день паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков в один из трёх столбов, символизирующих шайтана. После этого, обрив голову или обрезав прядь волос, паломники направляются в Мекку, для того чтобы совершить семикратный обход вокруг Каабы.

Для любознательных
Арафат — гранитная гора высотой 75 метров. Она расположена в 20 километрах от Мекки. Эту гору называют также Горой Милости. Стояние на горе Арафат является самой главной частью хаджа. По преданию, именно здесь Мухаммад произнёс свою последнюю проповедь. Он обратился к ста тысячам своих последователей, призывая их быть добрыми и милосердными. Сегодня к Горе Милости приходят миллионы мусульман. С полудня до заката солнца продолжаются моления. Везде слышны негромкие голоса: «Вот я перед тобой, Аллах!» Мусульмане верят, что Всевышний слышит их молитвы и ответит на их просьбы.

Коран и Сунна

Главная книга ислама

Коран — самая главная книга мусульман. С арабского языка слово коран переводится как «чтение вслух». Это связано с тем, что сначала содержание Корана передавалось «из уст в уста», устно. Запись Корана появилась приблизительно к 656 году. В этой священной книге насчитывается 114 сур (глав). Все суры разделены на аяты (стихи).

По преданию, существует два Корана. Мусульмане верят, что Небесный Коран — это прямая речь Создателя; его никто не создавал, он был всегда. Небесный Коран существует в единственном экземпляре и хра нится под троном Аллаха. Земной Коран — копия Небесного, он существует во многих экземплярах на разных языках мира, хотя точной копией Небесного Корана является книга, которая написана на арабском языке. Существуют переводы Корана на многие языки мира, в том числе на русский. Суры Корана в переводах могут быть прозаическими и стихотворными.

А как о Коране узнали люди? По преданию, Аллах передал содержание Корана ангелу Джабраилу, ангел — пророку Мухаммаду, Мухаммад в своих проповедях передал Коран своим ученикам. Они дословно запомнили, а позднее записали тексты Корана.

«Направь прямой стезёю нас, что Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарён, убереги нас от пути разгневавших Тебя, и тех, которые в неверии блуждают».

«Он — Тот, кто сотворил для ваших нужд всё сущее на сей земле. Затем Он приступил к (созданию) небес и в них построил семь небесных сводов. Аллах, поистине, о всякой вещи знающ!»

«Кто предал свой лик Аллаху, причём творит добро, то ему — награда у его Господа, и нет страха над ними, и они не будут печальны. А те, которые не веровали и считали ложью Наши знамения, они — обитатели огня, они в нём вечно пребывают».

«Разве не видишь ты — Аллах вам всё через образы даёт. Доброе слово — будто дерево доброе — корень у него крепко его по жизни держит, и к небесам оно растёт, плоды всегда оно приносит — к нему благоволит Господь. Дурное ж слово уподобим дурному дереву: оно, корней на земле не имея, будет с неё истреблено».

«Он — первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающ. Он — тот, кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на троне; Он знает, что входит в землю и выходит из неё, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!»

Сунна — Священное Предание

Сунна — это собрание хадисов («рассказов»), содержащих в себе описания проступков Мухаммада и его высказываний. Прежде чем хадисы были записаны, они существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение от одного рассказчика к другому. Роль Сунны в исламе чрезвычайно велика. Каждый мусульманин, читая хадисы, узнаёт о том, как поступал и что говорил Мухаммад в тех или иных жизненных обстоятельствах. Подражая пророку, жизнь которого является образцом для всей мусульманской общины, верующие могут выбрать правильный жизненный путь и отказаться от многих соблазнов мира.

Сунна рассказывает о том, какое поведение или мнение угодно Аллаху. Она разъясняет и дополняет Коран, уточняет его заповеди и наставления.

Исмаил аль-Бухари

Исмаил аль-Бухари — составитель сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», который считается самой достоверной книгой после Священного Корана.

Исмаил аль-Бухари родился в 810 году в Бухаре. В дом его отца люди приходили издалека, чтобы послушать, как десятилетний мальчик читает наизусть рассказы о пророке Мухаммаде. Исмаил не только хорошо знал многие хадисы, но и читал их серьёзно, проникновенно, волнуя слушателей. Когда Исмаилу исполнилось четырнадцать лет, он стал упрашивать родителей разрешить ему совершить хадж — паломничество в священные города ислама Мекку и Медину.

После окончания хаджа Исмаил остался в Мекке. Здесь он познакомился с богословом, факихом Ахмадом ибн Ханбалом Абу Абдаллахом, и поступил к нему на службу переписчиком книг. К тому времени у Ахмада ибн Ханбала хранился самый боль-

той в мире список хадисов. Молодой учёный старательно изучал и запоминал ха- дисы.

В течение многих лет Исмаил аль-Бухари путешествовал. Он посетил несколько городов в Египте, жил в Багдаде, был в Сирии, совершил второй хадж в Мекку и Медину и везде слушал хадисы. Он не только записал, но и проверил более шестисот тысяч из них. В его библиотеке было собрано более 120 тысяч хадисов.

Из них он отобрал всего 7397 и составил сборник «Сахих аль-Бухари».

Исмаил аль-Бухари был скромным, добрым человеком. Изучив хадисы с медицинской тематикой, он оказывал помощь больным, старым, немощным. Люди выражали ему благодарность, а в ответ последователь пророка отвечал: «Да сделает Аллах тебе это на пользу!»

Некий бедуин спросил пророка: «Кто из людей лучше?» Мухаммад ответил: «Те, которые живут долго и творят благие дела».

Чему учит ислам

Совершать добрые дела

Вера мусульманина подтверждается исполнением обязанностей (столпов ислама), а также каждодневно совершаемыми добрыми делами. Существует множество различных способов творить добро: кормить голодных, помогать старикам и больным, принимать участие в строительстве мечетей, изучать ислам.

Мусульманин, живущий по предписаниям ислама, является примером добродетелей. Главные из них — миролюбие, добро, трудолюбие.

Миролюбие

Аллах порицает конфликты, вражду и ненависть между людьми. В Священном Коране сказано:

Не разрешил в религии Он принуждения,
Разнится ясно истина от заблужденья;
Кто зло отверг и обратился к Богу,
Обрёл себе надёжную опору,
Для коей сокрушенья нет.

Добро

Мусульманин должен посвятить свою жизнь добрым делам. Ислам осуждает скупость, жадность и нечестность, а помощь обездоленным — беднякам и сиротам считает щий — любимец Аллаха». Это значит, что любой работник заслуживает уважения и любви Господа.

Труд должен доставлять людям радость, удовольствие, приносить пользу. А частью созданного своим трудом человек должен делиться с теми, кто нуждается в помощи, — с родными, знакомыми и незнакомыми.

  • Без пчелиных укусов мёда не бывает.
  • Терпение подобно алоэ — вкус этого растения горек, но результат слаще мёда.
  • Яйцо сегодня лучше, чем цыплёнок завтра.
  • Трудолюбивому дня не хватает, у бездельника день не кончается.
  • Лучше иметь небольшой, но видимый результат, чем мечтать о чём-то большом, но нереальном.
  • Во всех делах нужно терпение и усидчивость.
  • Без труда не бывает результата.
  • Время бежит быстро у того, кто трудится, а у лентяя тянется еле-еле.
  • Лучше сказать доброе слово и простить, чем дать милостыню с упрёком.
  • Да будет Аллах милостив к тем, кто добрым словом приобрёл клад и спасся молчанием.
  • Если бы речь была серебром, то молчание было бы золотом.
  • Не является верующим тот, кто насыщается в то время, когда его сосед остаётся голодным.

Мечеть

Слово мечеть в переводе с арабского языка — «место поклонения». Сюда мусульмане собираются не только на молитву, здесь проходят собрания верующих, обсуждаются важные вопросы; здесь в специальных школах дети и взрослые познают законы ислама.

Большинство мечетей мира — великолепные сооружения с колоннами, внутренними балконами, хрустальными люстрами и коврами. Стены мечети украшают надписи на арабском языке: «Это Аллах» и «Мухаммад, пророк Его».

Каждая мечеть обязательно имеет минарет — высокую башню. Слово минарет в переводе с арабского языка означает «маяк». Малые мечети обычно имеют один минарет, средние — два. Большие мечети в столицах и крупных городах имеют от четырёх до шести минаретов. Например, в Мекке есть мечеть с девятью минаретами.

Минарет в основании может быть круглым, квадратным, многогранным. Он обычно украшен резьбой, керамикой, ажурными балкончиками.

Минарет предназначается для муэдзина — служителя мечети, призывающего мусульман на молитву. До недавнего времени муэдзин поднимался на минарет по винтовой лестнице.

Есть три вида мечетей.

Масджид — небольшая мечеть для совершения намаза.

Джума — соборная (или «пятничная») мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы.

Мусалла — загородная мечеть, открытая площадка с единственной стеной, обращённой к Мекке.

Внутреннее убранство мечети

Во внутреннем убранстве мечети нет живописи и скульптур, потому что любые изображения живых существ запрещены. Но это не означает, что мечети скучны и однообразны. В интерьере мечети много мраморных колонн, стены украшены резьбой, цветной мозаикой. Мозаичный узор выложен также и на сводах. Молящиеся сидят на полу на маленьких молитвенных ковриках.

На главной стене мечети, обращённой к Мекке, располагается особо украшенная ниша, называемая михрабом. Молясь, мусульманин обращается лицом к михрабу, тем самым как бы обращая свой взор к священной Мекке и к Аллаху. Справа от михраба устроен минбар — возвышение, с которого имам про возглашает пятничную проповедь. Он имеет вид высокого трона, к которому ведёт лестница с перилами и декоративным входом-порталом. Обычно минбар изготавливают из дерева.

Правила, о которых нельзя забывать

Если тебе приходилось бывать в мечети, ты знаешь правила, которые нужно там соблюдать. А если нет, запомни их. Это правила для всех людей, даже тех, которые не исповедуют ислам. Так проявляется уважение к исламской вере и мусульманам.

Одеться нужно скромно, плечи и колени должны быть прикрыты. У женщин должна быть покрыта голова. Женщины молятся отдельно от мужчин. Вход в мечеть для женщин тоже может быть отдельным. При входе в мечеть обувь необходимо снять. Не позволяется мешать молящимся, отвлекать их от молитвы, фотографировать. Играть, прыгать, шуметь или вести мирские разговоры в мечети считается очень плохим поведением. Мобильный телефон необходимо выключить.

Искусство ислама

Каллиграфия

Ислам строго запрещает создавать изображения Аллаха. Пророк Мухаммад учил, что человек не в состоянии не то что постигнуть, но даже увидеть Бога. В Коране говорится: «Не постигают Его взоры». По той же причине не разрешается помещать в мечетях изображения живых существ. Ведь единственным творцом всего сущего является Аллах, и соперничать с ним — грех. Мусульманские художники обычно используют в рисунках стилизованные или абстрактные (условные, не существующие в природе) предметы.

В исламских странах разрешается изображать людей и животных только в том случае, если такие произведения не будут располагаться в мечети. В этом случае их относят к светскому искусству. Примером светской живописи является персидская (иранская) книжная миниатюра.

Из многих видов исламского искусства наиболее популярна каллиграфия — искусство красивого письма. Она стала развиваться, когда у арабов появился священный текст Корана. Согласно изречениям пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым по черком Божие Слово (Коран), станет обитателем рая.

Каллиграфическое письмо отличается чёткостью и красотой линий. Научиться каллиграфии непросто, поэтому существуют специальные школы, где обучаются этому искусству. Инструмент для каллиграфического письма (калям) — это тростниковый стержень с заострённым концом. Мастер обычно использует несколько калямов с разным углом среза и разной толщиной заострённого конца.

Священное слово Корана сопровождает мусульманина всю жизнь. Его высекают на стенах мечетей, вплетают в узоры ковров, тканей, пишут на страницах и переплётах рукописей, на керамических сосудах.

Арабеска

Слово «арабеска» в переводе с итальянского языка означает «арабский». Арабеской принято называть сложный восточный орнамент, который часто используется в исламском искусстве. Арабеска строится на повторении одного или нескольких фрагментов узора. В таком орнаменте отсутствует фон, так как один узор вписывается в другой, целиком закрывая поверхность. Кроме геометрического, художники применяют растительный орнамент (листья, цветы, ветки, плоды), а также каллиграфию.

В большинстве случаев арабески используются для оформления мечетей и книг. Некоторыми видами орнамента украшают одежду, посуду и другие бытовые предметы.

Искусство изготовления ковров

Это было в VI веке. Войско персидского царя Хосрова I захватило Аравийский полуостров. В честь победы шахиншах приказал соткать ковёр небывалого размера: 122 метра длиной и 30 метров шириной. На ковре, украшенном драгоценными камнями и расшитом золотыми нитями, был выткан цветущий сад, поэтому его назвали «Весенним ковром».

В 1949 году при раскопках царского могильного кургана на Алтае был найден хорошо сохранившийся ковёр. На нём были вытканы олени, лошади, птицы. Возраст ковра, как установили учёные, более двух тысяч лет. Сейчас это произведение искусства выставлено в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

В древности нитки для ковров пряли из овечьей шерсти. Ковры имели только практическое значение: защищали от ветра, дождя, пыли, служили перегородками в помещении, утепляли пол. Для людей, которые вели кочевой образ жизни, это было очень удобно.

Но постепенно к коврам стали относиться как к произведению искусства: создавались необычные узоры, использовались более разнообразные расцветки и материалы. Ковёр становится авторской работой, украшением дома, свидетельствует о достатке хозяев: чем больше в доме ковров и чем они дороже, тем богаче их обладатель.

Рисунок ковра не был случайным. В геометрических, растительных орнаментах, каллиграфических надписях можно прочесть слова из священных книг, пожелание, поздравление, пословицу. Например, в ковре, который ткала невеста в подарок жениху, присутствовали листья винограда или инжира, что означало пожелание счастья и благополучия.

Самым распространённым изделием ковровых мастерских мусульманских стран был и остаётся ковёр для намаза. Это небольшой, длиной около метра, ковёр, на котором, как правило, изображена арка — михраб. Во время молитвы ковёр стелется таким образом, чтобы вершина арки указывала на священную Мекку.

С XVI века восточные ковры стали распространяться в странах Европы, они пользовались большим спросом в богатых домах.

И сегодня ковроткачество на Востоке — одно из самых популярных ремёсел. Производят ковры как отдельные ремесленники, так и ковровые фабрики.

Мусульманская семья

Заповеди ислама о семье и семейной жизни

В исламе особое отношение к семье. Коран рекомендует мусульманину вступать в брак по любви и согласию. Члены семьи, муж и жена должны относиться друг к другу внимательно, по-доброму. В Коране сказано:

Живите со своими жёнами в мире и согласии,
Так как, если вы их невзлюбите,
Вы отвернётесь от источника радости и наслаждения,
Предоставленных вам Аллахом.

Муж и жена должны хорошо понимать друг друга, заботиться друг о друге. В Священном Коране сказано: «Среди Его знамений — то, что Он создал для вас... жён, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость». В исламе одобряется, когда мусульманин имеет одну жену, брать в жёны других женщин позволяется только в том случае, если муж может обеспечить для них достойную жизнь, и с согласия первой жены. Развод в исламе разрешён только в крайнем случае.

Воспитание детей — обязанность как матери, так и отца. В мусульманской семье принято давать ребёнку имя на седьмой день от рождения. В честь рождения девочки приносят в жертву овцу, а в случае рождения мальчика — двух овец. В этот день принято угощать родственников, друзей, делиться с бедными людьми.

До семи лет ребёнок находится в основном под влиянием матери, но с семи лет особая роль в воспитании сыновей принадлежит отцу. Глава семейства должен показывать всем положительные примеры того, как исполняются законы ислама. «Лучший из вас тот, кто является образцовым для своей семьи (жены)», — говорил пророк Мухаммад.

Почитание родителей и старших членов семьи — одна из главных обязанностей мусульманина. Вот что сказано в Коране: «Не говори родителям, что они тебе надоели, и не кричи на них; говори с ними вежливо и мягко, опустив на них крылья милосердия, и проси: „О, мой Господь, смилуйся над ними, они проявляли ко мне милосердие, воспитывая меня, когда я был маленьким!"».

Для любознательных
Хамса — защитный амулет в форме ладони, которым пользуются мусульмане. Хамсу также называют «Рукой Фатимы» — по имени дочери пророка Мухаммада. Есть красивая легенда о том, что Фатима готовила еду, когда её муж Али ибн Абу Талиб привёл в дом девушку, которую собирался сделать своей второй женой. Фатима была настолько убита горем, что выронила ложку и, не заметив этого, стала помешивать еду рукой, не чувствуя боли. Поэтому её рука служит символом терпения. Открытая ладонь является также знаком приветствия и честного слова, которое обязательно будет соблюдено. Ещё одно символическое значение хамсы в исламе — напоминание о пяти столпах веры (свидетельство веры, молитва, пост, пожертвование и паломничество).

Три женщины

Три женщины брали воду из колодца. К ним подошли сыновья. Один поцеловал свою мать и побежал дальше. Второй спросил: «Ты не устала?» — и пошёл по своим делам. Третий молча взял вёдра у своей матери, набрал воды и понёс их в дом. Мимо проходил мудрый старец.

—Скажи, уважаемый мудрец, — спросили матери, — чей сын самый красивый и умный?

—О женщины, — ответил мудрец, — я видел здесь только одного сына.

  • Сердце матери видит раньше глаз.
  • Тот, чей дом сделан из стекла, не бросает в людей камни.
  • Терпение — ключ к радости.
  • Будет ли тень прямой, если ствол дерева кривой?
  • Женщина без скромности что пища без соли.
  • Кто ищет друга без недостатков, остаётся один.
  • Любишь свою мать — не оскорбляй мою.
  • Мужчина тот, кто сомкнет уста и засучит рукава.
  • Не знать — не стыдно, стыдно не спросить.
  • От отца достаётся имущество, а не достоинство.

Быт исламской семьи

Жилые дома мусульман в сельской местности, а также частные городские дома, как и во времена пророка, обращены окнами во двор, обычно вымощенный плитами. Во дворе много тенистых деревьев, может быть небольшой бассейн или фонтан. В мусульманском доме обычно две половины: мужская и женская. Вместе с женщинами живут дети. Коран требует, чтобы в доме было просторно, чисто, уютно и красиво. Ислам не поощряет особой роскоши в жилище, не советует пользоваться дорогой посудой (золотой и серебряной), наполнять свой дом предметами роскоши. Но это не означает, что мусульманский дом неуютен и некрасив.

Однажды пророка Мухаммада спросили: «Правда ли, что Аллах не разрешает украшать свой дом?» Пророк ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное». Если зайти в дом мусульманина, то увидишь много цветов, расписные покрывала и вышитые подушки, ковры и картины, на которых изображены пейзажи.

Культура питания мусульман

Ислам предписывает особые правила питания и приготовления пищи. Например, примерный мусульманин не должен употреблять в пищу мясо «грязных» животных; к таким продуктам относится свинина. Из давних времён пришёл обычай приправлять пищу разными ароматными травами, а также пряностями: куркумой, имбирём, кардамоном, корицей, гвоздикой. Подсчитано, что в мусульманской кухне используется более сорока пряностей. Их источниками являются корни и стебли различных трав, бутоны и цветки, плоды и семена растений.

Многие мусульмане начинают свою трапезу с фруктов. На закуску подаются различные соления и маринады, а горячим блюдом обычно бывает баранина, домашняя птица или рыба. К столу подаются лепёшки. Интересно, что издавна ими пользовались как столовыми приборами — с их помощью брали с тарелок еду. Сласти, сиропы и сладкие напитки — обязательная часть десерта.

«Начинайте еду с «тяжёлых» блюд, потому что на «дне желудка» они перевариваются лучше, чем «вверху». «Тяжёлые» блюда — это молочные продукты, макароны, жирная говядина и баранина, вяленое мясо, рыба, жареные семечки и орехи. Вся еда с большим содержанием соли должна быть «в середине желудка». Завершать трапезу нужно фруктами, сладким шербетом и другими сластями».

Для любознательных
Предание гласит, что самым любимым блюдом пророка Мухаммада считался са- рид (сарида) — похлёбка из мяса и хлеба. Вот как он готовится: кусочки хлеба крошатся в мясной бульон, затем, хорошенько пропитанные бульоном, складываются горкой и обкладываются нарезанным мясом. Хлеб крошили руками или с помощью тёрки. Это блюдо стало национальным для арабов, его рецепт передаётся из поколения в поколение.

Традиционная одежда мусульманок

Хиджаб — традиционный головной платок мусульманки, который закрывает голову, оставляя открытым лицо.

Никаб — женский головной убор, который закрывает лицо, оставляя прорези для глаз.

Чадра — покрывало (обычно белого или чёрного цвета). Закрывает всё тело с головы до пят. Лицо остаётся открытым.

Паранджа — наиболее закрытая верхняя одежда мусульманки. Этот наряд состоит из халата с ложными длинными рукавами, который закрывает тело с головы до пят. Паранджа надевается поверх чачвана — густой волосяной сетки, закрывающей лицо.

Для любознательных
В некоторых странах Европы запрещено носить мусульманскую одежду в государственных учреждениях. Например, в школах и университетах Франции, Нидерландов, Бельгии учащиеся и студенты не могут находиться в платках, закрывающих лицо и голову. В нашей стране сложилась традиция ношения светской одежды представителями любой религии. Вместе с тем люди учитывают правила своей веры. Например, мусульманские женщины носят скромную, невызывающую, не слишком открытую одежду. Желательно, чтобы платье прикрывало всё тело, а украшения были неброскими и недорогими. Не позволяется пользоваться яркой декоративной косметикой.

В России женщины-мусульманки носят в основном светскую одежду. Из традиционных головных платков современная женщина носит только хиджаб. Строгие правила ношения одежды мусульманкой сохранились в немногих странах, например в Афганистане, Иране, Сирии, Пакистане.

Праздники в исламе

Памятные даты —основа исламских праздников

Познакомимся с главными исламскими праздниками.

Пророком было установлено два праздника: Праздник разговения (Ураза-байрам) и Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).

Праздник разговения — Ураза-байрам — отмечается по завершении поста в первый день месяца шавваль. По преданию, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммаду первые стихи Корана. Мусульмане надевают лучшую одежду, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки, просят прощения за причинённые обиды. Люди собираются вместе за праздничным столом, веселятся, участвуют в коллективных играх.

В дни Ураза-байрама принято посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным. Это праздник добра, сострадания и помощи нуждающимся.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения — один из главных и самый почитаемый праздник мусульман во всём мире. Празднуется Курбан-байрам спустя 70 дней после окончания поста месяца рамадан, в период совершения паломничества в Мекку, и длится 3-4 дня. Установлен праздник в память о жертвоприношении пророка Ибрахима. Рассказывают, что покорный воле Аллаха Ибрахим хотел принести в жертву своего сына, но Аллах, увидев готовность Ибрахима к жертве, позволил заменить сына ягнёнком.

Курбан-байрам начинают праздновать с самого утра. Совершив омовение и надев новую одежду, мусульмане отправляются в мечеть, читают Коран, слушают проповедь. После проповеди посещают кладбище, где молятся за усопших. Вернувшись домой, приступают к обряду жертвоприношения. Зарезав овцу или барана, нужно обязательно накормить бедных и голодных, попросить у своих близких прощения за причинённые огорчения.

В исламе принято отмечать День рождения пророка. Точная дата рождения пророка Мухаммада неизвестна, но по традиции она приурочена ко дню его смерти. В этот день во всех исламских мечетях читаются проповеди, аяты Корана, стихи-салаваты, восхваляющие пророка, совершается общая молитва в честь Мухаммада.

Главное для мусульманского праздника — это возможность сделать добрые дела: помочь ближнему, накормить голодного, обратиться с молитвой к Аллаху.

Для любознательных
Мусульмане верят, что после смерти для каждого человека наступает день Страшного суда. Смертный должен перейти мост Сират, который переброшен через огненную пропасть, преграждающую дорогу в рай. Этот мост тоньше волоса и острее кинжала. Праведники проходят по мосту без препятствий, а грешники падают с него в ад.

Существует поверье, что на спине принесённого в жертву животного мусульманин может прибыть в рай, минуя перекинутый над адом мост Сират.

Исламский календарь

В исламском календаре летосчисление ведётся от 16 июля 622 года — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину.

В основе исламского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц содержит 29 или 30 дней. Таким образом, в лунном году 354 или 355 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. Сутки, согласно исламскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь. Начало года (1 мухаррама) может приходиться как на летние месяцы григорианского календаря, так и на зимние. Например, 1435 год у мусульман наступил на закате 4 ноября 2013 года по григорианскому календарю.

Лунный календарь используется для определения дат исламских религиозных праздников. С точки зрения людей, пользующихся григорианским календарём, мусульманские религиозные праздники каждый год приходятся на разные дни, однако для исламского календаря эти даты постоянны.

Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин

Талгат Сафа Таджуддин родился 12 октября 1948 года в Казани. Интерес и любовь к исламу, желание пополнять свои знания о нём ему привила бабушка Магира. После школы юноша учился в профессиональном училище, а в свободное время посещал мечеть, читал священные книги ислама, изучал восточные языки и переписывал литературу на арабском языке. Затем семь лет он обучался в бухарском духовном училище Мир-Араб, которое окончил с отличием. После окончания обучения Талгат начал служить в Казанской соборной мечети Аль-Марджани.

В последующие годы Талгат Таджуддин много путешествовал, изучал основы ислама в различных странах, по-прежнему стремился расширить и углубить свои знания о религии. С этой целью он прошёл обучение в известном исламском университете Аль-Азхар (в Каире, столице Египта) на богословском факультете. Во время обучения он совершил свой первый хадж в Мекку и Медину. Здесь он познакомился и подружился со многими известными мусульманскими деятелями.

С 1996 года Талгат Сафа Таджуддин — Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России. Он занят большой и важной работой: встречи, поездки, проповеди заполняют весь его трудовой день. В своих выступлениях Талгат Таджуддин касается самых важных для мусульман жизненных проблем. Это борьба против насилия и войн, воспитание гуманизма, терпимости и неравнодушия людей друг к другу.

Председатель президиума Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона Равиль Гайнутдин

К служению религии люди приходят разными путями. Свой путь и у шейха Равиля Гайнутдина. В юности он мечтал стать актёром, а свою трудовую жизнь начал на телевидении в Казани, где работал помощником режиссёра, выпускающим редактором вечерних программ.

Однако Равиль хотел глубоко изучать ислам. Интерес к этой религии возник в детстве благодаря бабушке: она читала молитвы, рассказывала разные истории и притчи о пророках ислама. Когда Равилю исполнилось 20 лет, он поступил во всемирно известное Исламское медресе Мир-Араб в Бухаре, учился на «отлично» и после окончания учёбы был назначен имам-хатыбом Казанской Соборной мечети Нур Ислам. Так начинает Равиль Гайнутдин служение исламу. В 1988 году он стано вится главным имам-хатыбом — настоятелем Московской Соборной мечети, а в 1996 году избирается Председателем Совета муфтиев России и председателем Духовного управления мусульман европейской части России.

Но о человеке часто говорят не его должности, а его отношение к людям, к делу, которому он служит.

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин — известный учёный, написавший много научных трудов по исламу, мусульманскому праву. Он много ездит по миру, выступает с докладами, участвует в переговорах с руководителями разных стран. Он стремится к тому, чтобы все народы жили в мире, согласии, терпеливо относились друг к другу, независимо от вероисповедания. Он стал одним из руководителей Миротворческого Форума по взаимодействию разных религий.

Первый пророк Адам

Первым пророком в исламе считается Адам. Он же был и первым человеком, которого создал Аллах. Адам стал пророком, потому что его деятельность и поведение были безупречны, а знания и ум совершенны. Адам обладал качествами, которыми должен обладать истинный мусульманин. Он был правдив и честен, хранил верность Аллаху, передавал предписания Господа людям, не обращая внимания на трудности. Он не совершал грехов и старался других удержать от них. Его ум был пытлив, он был мудрым человеком, стремившимся к постоянному пополнению знаний.

Аллах научил Адама всему тому, что необходимо для жизни на Земле: как выращивать хлеб и строить дома, шить одежду и изготавливать (чеканить) монеты. Как пророку Аллах поручил Адаму научить людей Земли трудиться, приносить пользу, чтобы жизнь вокруг была радостной и богатой.

Мусульмане верят, что Адаму были посланы первые десять священных свитков, из которых позже родились великие книги всех религий: Тора (иудаизм), Евангелие (христианство) и, конечно, Коран.

О белом яхонте, который стал чёрным

Согласно одному из мусульманских преданий, Аллах подарил Адаму белоснежный камень — белый яхонт. Он свидетельствовал о чистоте окружающего мира, созданного Аллахом. Но постепенно камень чернел, принимая на себя людские грехи, пропитываясь ими.

Чёрный камень находится сейчас в восточном углу Каабы на высоте 1,5 метра и заключён в серебряную оправу. Часть камня, которую могут видеть паломники, составляет 16,5x20 сантиметров.

Чёрный камень почитают все мусульмане. Обязательным ритуалом паломничества в Мекку является его целование. Мусульмане уверены, что этот ритуал даёт человеку мудрость и приносит благо.

Чёрный камень Каабы

Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизречённой белизны —
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама Его нашёл среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой Текли во храм, далёкий и священный, Сердца, обременённые тоской...
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный —
Померк от слёз и горести людской!
И.Л. Бунин

Правда

Когда Мухаммад спасался от преследований и его повсюду искали, Али, муж его дочери, пришла в голову спасительная мысль: он спрятал пророка в высокую корзину, которую носят на голове, водрузил эту тяжёлую ношу себе на голову и прошёл, балансируя между стражами городских ворот.

— Что у тебя в корзине? — спросил один из стражников.

— Пророк Мухаммад, — ответил Али.

Стражи отнеслись к ответу как к удачной и смелой шутке, засмеялись и пропустили Али.

Часто бывает так: правда кажется более нереальной, чем самая невероятная ложь.

Любовь и разлука

Один человек каждый день приходил к пророку Мухаммаду. Однажды пророк отвёл его в сторону и сказал:

— Не приходи каждый день, тогда мы больше станем любить друг друга.

И тут же рассказал следующую историю.

У одного учёного спросили:

— Солнце так прекрасно, так великолепно, почему, однако, нельзя сказать, что мы всегда одинаково сильно любим его?

Учёный ответил:

— Солнце светит каждый день. Но зимой, когда оно скрывается за тучами, мы начинаем его особенно ценить.

Намаз

Молитва — это возможность установить связь с Всевышним. В Коране сказано: «Помните же Меня, верующие, исполнением Моих заветов. Я вспомню вас Своей наградой. Будьте благодарны Мне за благо и не ослушайтесь Моих повелений!»

Намаз совершается пять раз в день: на рассвете, в полдень, после полудня, на закате и в ночное время. Мусульмане молятся, повернувшись лицом к священной Мекке. Во время молитвы верующий испытывает чувство радости и покоя, он смиренен в поклонах и верит, что Аллах слышит и понимает его. Если молящийся искренне верит в Аллаха, то Господь примет его просьбы и покаяние.

Молитвы очень важны для мусульманина, намаз является вторым столпом ислама. Время намаза определено расположением Солнца, поэтому зависит от времени года и места, где проходит молитва. Любой намаз начинается словами восхищения и восхваления Аллаха: «Хвала Аллаху, Господу миров, Властелину Дня воздаяния!

Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал...»

Для женщин-мусульманок существуют специальные правила проведения молитв. Рекомендуется проводить их дома, в тихом укромном уголке.

Вот как об этом сказал имам Ахмад: «Молитва, совершаемая тобой в укромном уголке (твоего дома), лучше, чем в закрытой комнате, а молитва, совершаемая тобой в закрытой комнате, лучше, чем если бы ты совершала её во дворике своего дома; но молитва, совершаемая тобой во дворике твоего дома, лучше, чем если бы ты совершала её в близлежащей мечети, а совершение её тобой в близлежащей мечети лучше, чем в самой большой мечети города». Конечно, женщина может прийти на намаз и в мечеть, но тогда она не должна молиться вместе с мужчинами. Определены и правила одежды: всё тело женщины, кроме кистей рук и лица, должно быть закрыто. Не допускается использование косметики и духов.

За что наказывает Аллах

Аллах наказывает человека, несмотря на его положение, богатство, знакомства. Эти наказания могут быть как физическими, так и моральными. Наказываются люди неверные, нарушающие законы ислама, правила жизни в обществе. Аллаху ведомо каждое деяние, которое совершил человек, все мысли и поступки которого записываются в Книгу жизни. После смерти предстают люди перед Господом и отчитываются за свою жизнь. Аллах предупреждает, что до времени назначенного человек остаётся в неведении, не оценивает своих поступков, но за все нечестные деяния наступит расплата. Горести и потери, болезни и катастрофы посылаются людям как предупреждение о том, что они перестали быть покорными Аллаху, не делают добрых дел, нарушают заповеди ислама.

Самое серьёзное наказание за грехи — потеря человеком способности здраво мыслить и рассуждать. Поэтому каждый должен анализировать свою жизнь, оценивать свои поступки, что позволит ему не совершать неправедные действия, которые способны навлечь гнев Аллаха.

Каждый мусульманин должен помнить: Аллах награждает благодарных и наказывает неверных.

Словарик

Аят — самая маленькая часть Корана, небольшой стих. В более широком значении это слово означает «чудо», «знамение».

Бедуины — жители Аравийского полуострова, которые ведут кочевой образ жизни.

Благодать — божественная сила, которая передаётся человеку.

Грех — нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, предписаний и традиций), реже — нарушение правил, норм, установившихся в обществе.

Джинны — духи, сотворённые Аллахом из пламени.

Единобожие — в исламе: вера в Единого и Единственного Бога (Аллаха).

Ислам — мировая религия, характерной чертой которой является полное единобожие; слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», полное «подчинение» (законам Аллаха).

Исповедовать (религию) — признавать и соблюдать законы и правила религии, которые она проповедует.

Культовое сооружение — постройка, специально возведённая для богослужений и проведения различных религиозных обрядов.

Мавзолей — величественное погребальное сооружение для выдающихся людей.

Медресе — учебное заведение, где изучают основы ислама.

Многобожие — религиозное мировоззрение, основанное на вере во многих богов.

Мусульманин — последователь ислама.

Муфтий — глава духовного управления мусульман, которое руководит религиозной жизнью отдельного региона.

Муэдзин — в исламе: служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Праведник — человек, живущий праведной жизнью, не имеющий грехов.

Провиант — продовольствие.

Реликвия — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Святилище — священное место или сооружение, посвящённое Богу.

Соблазн — то, что подталкивает человека к греху.

Стезя — путь, дорога.

Столп — колонна, важная подпора, столб, поддерживающий что-либо.

Страждущий (устар.) — испытывающий страдания.

Сура — глава в Коране.

Факйх — исламский богослов, знаток закона.

Хадис — рассказ, содержащий в себе описание поступка пророка Мухаммада или его высказывание; собрание хадисов образует Сунну.

Шайтан — в исламе: злой дух, во всём враждебный Богу и человеку.

Язычество — многобожие.

Основы исламской культуры. Учебник 4-й класс

Учебник "Основы исламской культуры" для учащихся общеобразовательных организаций. Включен в федеральный перечень. Даёт возможность расширить и углубить знания детей о исламской культуре, осознать её вклад в развитие культуры России и всего мира.

Автор текста: Коллектив авторов
Дата публикации: 28.10.2017