Основы православной культуры. Учебник 4-й класс


Православие — традиционная религия России

Слово «религия» имеет разные значения. Одно из них — связь.

Религия — это связь между человеком и Богом: люди служат Богу (соблюдают определённые обряды, молятся, ожидая от Него помощи, совета, защиты), а Бог откликается на их молитвы. Исповедовать религию — значит признавать и соблюдать законы и правила, которые она проповедует (излагает). Главные религиозные представления записаны в священных текстах, которые, по убеждению верующих, продиктованы Самим Богом либо написаны Его избранниками — пророками и святыми людьми.

Религия оказывает огромное влияние на культуру любого народа, играет большую роль в его истории.

Сегодня в мире существует множество разнообразных религий. Каждая из них по- своему объясняет, как возник мир, и по-своему отвечает на вопросы, волнующие любого человека: зачем я появился на свет? Каким я должен быть, чтобы достойно прожить жизнь?

У каждого народа есть религия, особенно ему близкая. Её из поколения в поколение традиционно исповедует большинство его представителей. Такие религии называют традиционными. В России, наряду с исламом, буддизмом и иудаизмом, традиционной религией является православное христианство (православие). С давних пор его исповедуют русские, карелы, коми-пермяки, осетины, чуваши, якуты. Единство веры способствовало сплочению этих народов, установлению между ними прочных духовных связей.

Самой многочисленной религией в мире по количеству верующих людей считается христианство. Православие — одна из ветвей христианства. В России значительная часть населения исповедует православие. Православие (наряду с исламом, иудаизмом и буддизмом) — одна из традиционных религий России.

По византийскому примеру

Православие пришло на Русь из Византии при великом князе Владимире. Византией называлась большая империя со столицей в Константинополе, располагавшаяся на северо- восточных берегах Средиземного моря. Её население говорило на греческом языке. За несколько десятилетий до Владимира приняла крещение его бабушка княгиня Ольга. Её пример был очень важен для князя. Однако сам он далеко не сразу решился на крещение. Летописец рассказывает, что Владимир отправил своих лучших дружинников в соседние страны, поручив им узнать, как другие народы поклоняются Богу. Когда послы прибыли в Константинополь, то прежде всего побывали на богослужении в церкви. Увиденное поразило их до глубины души. Возвратившись в Киев, который был в то время русской столицей, послы рассказывали: «Когда мы пришли в церковь, то уже и сами не знали, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. Не можем мы забыть такой красоты и хотим принять эту веру. Поняли мы, что с греками живёт Истинный Бог. Да и бабушка твоя, Ольга, приняла греческую веру. И вера эта должна быть хорошей, потому что твоя бабушка была умнее всех людей и не переняла бы чего-нибудь худого».

Русская Православная Церковь

В 988 году Владимир крестился вместе со своей дружиной, а затем крестил в реке Днепр жителей Киева. С этого момента началось распространение православия по Руси. По византийскому образцу строились первые храмы, открывались монастыри.

Русская Православная Церковь долгое время не обладала самостоятельностью. Её возглавлял Константинопольский патриарх. Именно он назначал митрополита — управляющего Русской Церковью. В большинстве своём первые митрополиты были греками. В 1051 году по воле великого князя Ярослава Мудрого впервые митрополитом был избран русский священник Илларион.

Центром православного мира Византия оставалась до 1453 года, когда её завоевали турки. Русская Православная Церковь обрела самостоятельность. В 1589 году было учреждено патриаршество. Русскую Церковь возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Монастырь и его обитатели

Уже в первые века христианства появились необычные люди, которые уходили от мирской (обычной) жизни, поселялись в необитаемых местах (лесах, пустынях) и всё своё время посвящали молитвам. Их стали называть монахами (в переводе с греческого это слово означает «одиночный», «единичный»). Когда несколько монахов объединялись для совместного труда и быта, возникал монастырь.

Для любознательных
Основателем первых монастырей считается египетский монах Пахомий Великий, живший в IV веке. Он же написал первые правила, определившие порядок монастырской жизни. Вся жизнь монаха проходила в трудах, молитвах и чтении Библии. Монахи сами зарабатывали себе на пропитание: возделывали землю, разводили сады, работали на мельницах, в кузницах, плотничали, плели корзины. В установленные часы монахи шли в церковь на молитву или в трапезную для принятия пищи. Сам Пахомий никогда не делал для себя исключений и трудился наравне со всеми.

Монастыри на Руси

На Руси монастыри появились сразу же после принятия православия. В XI веке они располагались в черте города. Позднее их стали строить вдали от городской суеты, в пустынных местах, часто среди лесов. Монастырь окружали высокими стенами, они как бы обозначали границу между мирской и духовной жизнью тех, кто посвятил себя монашеству. За оградой монастыря текла спокойная, размеренная жизнь. Люди разговаривали тихо, не пустословили, громко не смеялись, не бегали и не спешили. Здесь нельзя было услышать брань, стать свидетелем ссоры или драки. В монастыре не было ничего, что отвлекало бы от духовной жизни и вводило человека в соблазн.

В XI веке на Руси было 19 монастырей, в XIII веке — более ста. К середине XV века их число возросло до 180. За последующие полтора столетия открылось около трёхсот, а в XVII веке прибавилось ещё 220 новых обителей. В начале XX века в Российской империи насчитывалось 1025 монастырей.

Троице-Сергиева лавра

Как медведица шерстью, густо заросла Русь лесами. Они стояли сырые, дремучие по всей Русской земле — из края в край. В тёмной их глухомани таилось много всякой дичи и всякого зверья — вепри и лоси, олени и рыси, медведи и волки, белки и лисы, барсуки и бобры, куницы и зайцы. Казалось, что лишь звери и лихая нечисть таятся в лесных дебрях. Но это было не так. Именно здесь в XIV веке один за другим стали возникать многолюдные монастыри.

Почин этому славному делу положил преподобный Сергий Радонежский — великий святой, которого глубоко почитают все православные христиане. Его житие сохранило рассказ о том, как всё начиналось... Десятки вёрст исходили по лесным дебрям вокруг небольшого подмосковного городка Радонежа братья Варфоломей и Стефан в поисках подходящего места для поселения. Наконец, они нашли, что искали: большой поросший лесом холм, у подножия которого протекал ручей.

Засучив рукава, братья стали рубить деревья, очищать брёвна и складывать сруб приземистой избушки-кельи. Рядом с ней вскоре выросла небольшая часовенка, предназначавшаяся для чтения «часов» — псалмов и молитв, приуроченных к определённым часам дня...

Стефан не выдержал трудной жизни и вскоре ушёл в Москву. Варфоломей остался один. В 1342 году он постригся в монахи и принял имя Сергий. Вся жизнь юного отшельника проходила в непрестанных трудах. Вскоре люди узнали о святой жизни Сергия и стали приходить к нему, кто за помощью, кто за добрым словом. И богатые, и убогие шли к его келье в надежде найти совет, утешение и благословение. Многие оставались здесь на жительство. Так возник монастырь (лавра) — один из самых почитаемых в России. Он рос и ширился, обрастал новыми постройками, хотя жизнь здесь была очень трудной. Всё свободное от молитв время монахи проводили в постоянном труде, причём Сергий работал больше всех: он рубил и колол для всех дрова, молол зерно в ручных жерновах, пёк хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, носил воду...

После смерти Сергия Радонежского его преемником стал игумен Никон. При нём был возведён каменный Троицкий собор. Некоторые из монахов Троице-Сергиевой лавры, продолжая дело Сергия, удалились в лесную чащу и сами стали основателями монастырей.

Из истории Русской Православной Церкви

Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и теми, кто стоял во главе Русского государства, не всегда складывались гладко. Так, в XVI веке глава Церкви митрополит Филипп осудил казни и злодеяния царя Ивана Грозного, за что был сослан в дальний монастырь, а затем убит.

Тяжёлые времена наступили для Русской Православной Церкви после революции 1917 года. Многие храмы были закрыты, разрушены, их имущество разграблено. Священники подвергались арестам, ссылке, тюремному заключению или даже расстрелу.

Церковь выдержала выпавшие на её долю испытания. Влияние Церкви вновь укрепилось в годы Великой Отечественной войны. Священнослужители поддерживали сражающийся за независимость народ не только своими проповедями, но и щедрыми пожертвованиями. На собранные Церковью деньги были созданы танковая колонна «Дмитрий Донской» и воздушная эскадрилья «Александр Невский».

«Наши предки не падали духом, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой и выходили победителями... Дружно, братски, крепко и мощно объединимся во имя Христа для окончательной победы над общим врагом... за свободу, счастье и культуру всего человечества».

«Служение Христу, которое начинается с простых добрых дел и с попытки жить в соответствии с Его заповедями, приносит человеку счастье, которое начинается на земле, но имеет продолжение в вечности, делает человека причастником Жизни вечной».

Вклад православия в развитие русской культуры

Первые шаги к просвещению

После принятия христианства русский народ начал быстро приобщаться к европейской культуре. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь проникла и славянская письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием, уроженцами греческого города Фессалоники. Церковь заботилась об открытии школ, создании библиотек. Конечно, их число в ту пору оставалось незначительным, но первые шаги в просвещении народа были сделаны.

Церковнославянский язык (богослужебный язык Русской Православной Церкви) послужил основой для древнерусского литературного языка. В основной школе ты будешь знакомиться с такими произведениями древнерусского права и литературы, как Русская Правда и «Слово о полку Игореве». Знай, что они были написаны на древнерусском литературном языке.

Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись первоначально создавалась по византийским образцам, так же как и христианские храмы, построенные в Киеве и Новгороде.

Церковь заботилась о тех, кто нуждался в помощи, опекала тех, кто не мог сам себя кормить. Она давала приют и покровительство нищим, больным, убогим, одиноким. Так Церковь показывала обществу пример доброго отношения к людям.

Для любознательных
Первая после принятия христианства (ещё деревянная) церковь во имя святого Василия была построена по велению великого князя Владимира на том самом холме, где прежде возвышался идол языческого бога Перуна. Другую, уже не деревянную, а каменную и очень красивую церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Её строили мастера, специально приглашённые из Византии. Строительство было закончено в 996 году, после чего Владимир провозгласил: «Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть». Это означало, что на содержание её великий князь отдавал десятую часть своих доходов. Так церковь получила второе название — Десятинная.

Монастыри — центры культуры

Монастыри издавна не только были местом молитвенного служения Богу, но и являлись центрами культуры, просвещения. Монахи были первыми летописцами, переводчиками книг с греческого и латинского языков на русский. При монастырях устраивались богатые библиотеки, открывались школы. Здесь получали образование люди, которые хотели стать священнослужителями. Колокольный звон, приглашающий монахов к молитве, пробуждал у жителей окрестных деревень мысли о Боге и вечной жизни.

В Печерском монастыре близ Киева зародилось русское летописание. Монахом этого монастыря Нестором в начале XII века была закончена летопись «Повесть временных лет». В ней, помимо многого другого, содержатся интересные рассказы о возникновении Русского государства и о крещении Руси князем Влади миром. Работая над этой летописью, Нестор использовал старинные предания, воспоминания современников, краткие погодные записи своих предшественников, тексты древних договоров.

Без «Повести временных лет» мы сейчас намного хуже знали бы нашу древнюю историю.

Незадолго до своей кончины Ярослав давал наставление сыновьям.

Сказал Ярослав: «Вот я покидаю этот мир, сыновья мои. Имейте любовь между собой, потому что вы дети одного отца и одной матери.

Если будете жить в любви между собой,

Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить.

Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами. И погубите землю отцов своих и дедов, которую добыли они трудом своим великим. Живите мирно...»

«Троица» Андрея Рублёва

Особенное отношение к иконе, её глубокое почитание — важнейшая особенность православия. На Руси иконы сопровождали человека в течение всей его жизни, начиная с рождения и кончая смертью. Они находились в избах, палатах, церквах, в маленьких молельнях на дорогах и на полях сражений.

Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера-иконописцы пользовались огромным уважением современников. Однако имена их по существующей тогда традиции очень редко попадали на страницы летописей. Лишь немногие, самые великие удостоились такого упоминания. Среди них имя Андрея Рублёва, монаха Спасо-Андроникова монастыря, всегда было окружено особым почётом. Иконы его кисти почитали за честь иметь самые известные русские монастыри.

Величайшим творением Андрея Рублёва стала икона «Троица» — самое совершенное произведение всей русской православной иконописи. Он написал её для Троицкого собора знаменитого Троице-Сергиева монастыря. Сохранилось предание, что Андрей долго молился Богу, прежде чем приступить к работе. Во время молитвы иконописец вдруг увидел образы трёх прекрасных ангелов. Это видение и стало основой сюжета иконы, который очень прост.

В полном молчании за столом сидят три ангела. Их лица задумчивы, серьёзны и ис полнены глубокой внутренней скорби. Крылья соприкасаются лёгким волнообразным движением и как бы перетекают одно в другое. Взоры ангелов устремлены друг на друга. На их одежды ложатся отблески небесной голубизны. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а возвышает над миром. Рисунок их ликов (лиц) и рук отличается удивительной утончённостью. Краски просвечивают одна сквозь другую и словно пронизаны божественным светом.

Для любознательных
Старинное село Холмогоры Архангельской области испокон веков славилось резьбой по кости. Здесь в XVIII веке была создана икона «Троица Ветхозаветная», выполненная из моржовой кости.

Церковно-приходские школы

Уже в XI веке при монастырях стали открываться школы. Позже появились церковно-приходские школы. К середине XIX века в России таких школ было около 18 тысяч, и они внесли большой вклад в образование народа.

Церковно-приходские школы открывались обычно приходскими священниками на деньги частных лиц, Церкви или государства. В трёхлетней церковно-приходской школе в начале XX века изучались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, история, церковное пение, рисование.

«Школы сии имеют цель утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения».

Для любознательных
Ты уже знаешь, что первые книги, которые были напечатаны в типографии Ивана Фёдорова, — религиозные. В школе дети тоже учились читать не только по «Азбуке», но и по книгам Священного Писания. Одновременно с изучением букв школьники запоминали молитвы, первые слова которых начинались с букв алфавита (азбучные молитвы).

Во все времена Русская Православная Церковь активно участвовала в распространении культуры и образования среди народа. Примеры тому: открытие школ, организация библиотек, создание летописей.

Бог — создатель мира

Бог един и всемогущ

Представления о том, что Бог един, сложились у людей очень давно, ещё до возникновения христианства. Бог вечен, то есть Он всегда был, есть и будет. Бог невидим и всемогущ, Ему открыты все тайны. Одним Своим Словом Он создал из ничего весь окружающий нас мир. Хотя Бог строг к тем, кто не исполняет Его заповеди, всё же Он бесконечно милостив.

Первые люди

Бог в шесть дней сотворил весь мир: землю и солнце, облака и небо, растения и животных. А на исходе шестого дня Бог создал первого человека — мужчину по имени Адам. После этого Он устроил райский сад и поселил в нём человека. Сад был сказочно прекрасен: там росли тенистые деревья, зрели ароматные плоды, пели птицы, журчали ручьи. Но вскоре Бог увидел, что Адам одинок, и сотворил ему жену Еву — первую женщину на Земле. И сказал Бог: «Дети Мои, дарю вам этот сад, живите и радуйтесь, только с одного дерева не троньте плоды. Ваше непослушание приведёт вас к смерти».

Это была единственная заповедь Бога, но люди её нарушили. Хитрый змей (искуситель) уговорил (искусил) Адама и Еву съесть запретный плод. За свой грех они были изгнаны из рая. Вместе с Адамом и Евой утратили рай все их потомки. Но Бог по Своей доброте обещал людям прислать на Землю Своего Сына, Который примет на Себя человеческие грехи и опять сделает людей достойными жить после смерти в раю.

Благословил их Бог, глаголя.
«Растите, множьтесь и наполняйте землю; Господствуйте над всей землёю И обладайте рыбами морскими И птицами небесными, зверями,
Скотами, всей землёй и гадами земли».
И рек Господь: «Даю вам всякую траву, Поверх земли растущую, и семя,
И древо всякое с плодами семенными — И будут вам они во снедь.
И всем зверям земным,
И птицам всем небесным,
И гадам всем, ползущим по земле,
И всем, имеющим в себе дух жизни Во снедь трава». И было так.
И видел Бог всё созданное Им —
И было всё великое добро.
Л.А. Мей

О человеческой душе

В Библии говорится, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. Это означает, что, помимо видимого тела, которое болеет, старится и в конце концов умирает, каждый человек имеет невидимую для глаз бессмертную душу. Вот как об этом сказано в Библии: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Душу нельзя увидеть или потрогать. Но сама душа чутко откликается на все влияния внешнего мира: она чувствует, радуется, обижается, её можно оскорбить или поранить.

Христиане верят, что если человек любит Бога и не делает зла людям, то после смерти его душа попадёт в Царствие Небесное и будет пребывать там рядом с Иисусом Христом.

Размышления маленького христианина о человеке

Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Теперь моё тело живёт, питается и растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, я запоминаю. У меня есть способность памя ти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето.

У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств...

Я не видел и не могу видеть Бога...

Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога...

К.Д. Ушинский

«В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в творца Вселенной».

К.Д. Ушинский

Десять заповедей Божиих

Каждый из нас чуть ли не ежедневно вынужден решать, как поступить: помочь человеку или равнодушно пройти мимо, пожалеть или обидеть, посочувствовать или позлорадствовать. Делая свой выбор, каждый христианин руководствуется заповедями, которые дал людям Бог. Заповеди эти много старше самого христианства. Они были сообщены великому пророку Моисею ещё за полторы тысячи лет до явления Иисуса Христа.

Если бы мы мысленно перенеслись в ту далёкую эпоху и оказались на Синайском полуострове (ныне это территория Египта), то нашим глазам открылось бы необычное зрелище. Мы увидели бы бесконечную вереницу повозок и людей, бредущих через пустыню. Их десятки тысяч, причём не только мужчин, но также женщин и детей.

Эти люди — израильтяне (евреи). Много лет израильский народ жил в Египте. Но фараон (царь) стал жестоко преследовать их. От тяжкого рабства израильтян спас Бог. По Его повелению пророк Моисей вывел соплеменников из Египта и повёл их через пустыню в прекрасную страну на берегу Средиземного моря (Палестину). Во время трудного путешествия израильтяне оказались возле горы Синай. Вершина её дымилась от того, что Бог сошёл в огне на гору, и вся она сильно колебалась. Когда Моисей поднялся наверх, в облако, Бог изрёк ему десять заповедей, которыми точно определил, что должен и чего не должен делать каждый человек. Вот некоторые из этих заповедей:

  •  Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  •  Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой... наказывающий... ненавидящих Меня, и творящий милость... любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  •  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  •  Не убивай.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  •  Не желай дома ближнего твоего... ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди Бога объясняют, как должны строиться отношения между человеком и Богом. К заповедям восходят многие нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми.

О злобе и заборе с гвоздями

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Молодой человек учился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он не вбил ни одного гвоздя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и наступил день, когда в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: «Ты неплохо справился с поставленной задачей, — сказал он. — Но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаются шрамы, похожие на эти дыры в заборе».

Свидетель всего

Человека, идущего по дороге, догнала повозка.

— Не подвезёшь ли меня? — спросил человек извозчика.

— Подвезу, — ответил тот.

Забрался человек на повозку, и они поехали дальше. Проезжая вдоль поля, заметил извозчик стог сена. Решил он стащить охап- ку-другую, но, опасаясь, что кто-нибудь увидит, сказал человеку:

— Пойду возьму пшеницы, а ты гляди по сторонам. Если кто увидит, подай мне знак.

Выслушал его человек и ничего не сказал. Побежал извозчик к стогу, схватил большую охапку сена и бегом назад. А человек ему знак подаёт, мол кто-то увидел. Извозчик в испуге бросил сено, вскочил на повозку и давай лошадей нахлёстывать. Отъехав от поля, он оглянулся — вокруг ни души.

— Ты обманул меня, — накинулся он на человека. — Кто видел, что я сено взял?

— Бог видел, — ответил человек, указывая на небо. — Он всё видит, ничто не укроется от Него.

В лавке у Бога

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

— Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.

— Да, это Я, — ответил Бог.

— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.

— У Меня можно купить всё, — прозвучал ответ.

— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

— И это всё?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.

— Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в Моём магазине продаются только семена?

Коротенькие истории

• Мама оставила на столе свой кошелёк. Витя заглянул в него, там лежала крупная сумма денег. «Возьму немного, только на шоколадку и жевательную резинку, — подумал мальчик, — мама не заметит».

• Самокат стоял у забора. Ах, какой он был красивый! Серёжа с завистью смотрел на него.

— Не трогай! Мой самокат! — услышал он голос Кости.

Костя встал на свой самокат и поехал.

Тогда Серёжа схватил палку и бросил её под колёса.

— Зачем ты это сделал? — спросили Серёжу.

— Потому что у него есть самокат, а у меня нет! — ответил мальчик.

• Ваза стояла на подоконнике. Вдруг Марина услышала крик подружки, которая с улицы звала её гулять. Марина подбежала к окну, чтобы ответить, и нечаянно задела вазу. Та упала на пол и разбилась. «Ничего, — подумала девочка. — Скажу, что сестра разбила, она маленькая, её не будут ругать».

Сын Божий Иисус Христос

Благовещение

С тех пор как еврейский народ переселился в Палестину, минуло больше тысячи лет. Много за это время произошло событий. Но и в беде, и в радости евреи продолжали чтить Бога, который вызволил их когда-то из египетского плена и который дал им Свои заповеди. Местом поклонения Ему стал огромный и величественный храм, возведённый в городе Иерусалиме.

К северу от Иерусалима располагается древний город Назарет. Две тысячи лет назад здесь жил благочестивый старец Иосиф, обручённый с юной девушкой Марией.

Однажды к Марии явился ангел и сказал: «Радуйся, Благодатная! Ты обрела благодать у Бога... и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и назовётся Сыном Божиим». Мария спросила: «Как будет это?» Ангел сказал: «Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречётся сыном Божиим». Мария ответила: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Спустя короткое время Мария отправилась в Иерусалим к своей родственнице Елисавете. Бог открыл Елисавете, что Мария удостоилась быть Матерью Божией. И когда они приветствовали друг друга, Елисавета сказала: «Благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» В ответ Мария прославила Бога.

Рождество

Через несколько месяцев после сообщения благой вести Иосиф и Мария отправились из Назарета в город Вифлеем, располагавшийся неподалёку от Иерусалима. Места в гостинице не оказалось, и потому они остановились в хлеву. Здесь Мария и родила Сына и, запеленав, положила его в ясли, в которые клали корм для скота.

В то время неподалёку от Вифлеема несколько пастухов сторожили своё стадо. Вдруг им явился ангел Господень и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая предназначена всем людям: ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос».

Как только ангел скрылся, пастухи поспешили в Вифлеем, нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях, и рассказали, что им было возвещено о Новорождённом.

Для любознательных
Слово «Христос» греческое. В переводе на русский язык оно означает «Помазанник». А что такое помазание? У древних евреев существовал обычай поливать масло (елей) на голову царя при его короновании. Считалось, что таким образом Бог выделяет своих избранных. Рождённый Марией Младенец также был отмечен Господом, то есть помазан. Но в отличие от обычных земных царей у Иисуса никогда не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска. Всю жизнь Он провёл в бедности, уча людей добру.

Не под кровом золочёным Величавого дворца,
Не для счастья и довольства,
Не для царского венца —
Ты в приюте позабытом Вифлеемских пастухов Родился — и наг, и беден, —
Царь бесчисленных миров.
Осторожно, как святыню,
В руки Мать Его взяла,
Любовалась красотою Безмятежного чела...
Ликовала вся природа,
Величава и светла,
И к ногам Христа-Младенца Все дары свои несла...
Д.С. Мережковский

Для любознательных
В то время, когда родился Иисус, в Иерусалиме жил праведный старец по имени Симеон. Ему было открыто Богом, что он не умрёт, пока не увидит Христа. На сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Сына в Иеруса лимский храм. Здесь им встретился Симеон. С радостью взял старец в руки Младенца и промолвил: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Господи, по слову Твоему, с миром, потому что видели глаза мои спасение Твоё». День встречи Симеона с Иисусом радостно отмечается православными христианами. Он называется Сретение (в переводе с греческого — «встреча») Господне.

Детство Иисуса

О детстве Иисуса, которое прошло в Назарете, известно немного. Иисус всегда слушался Свою Мать и названого отца Иосифа. Он помогал родителям по хозяйству, был внимательным и добрым.

Однажды произошёл такой случай. Мария и Иосиф отправились в Иерусалим на большой праздник. Иисусу было двенадцать лет. По дороге домой родители обнаружили, что Ребёнка с ними нет. Тогда они возвратились в Иерусалим и нашли Иисуса в храме сидящим среди учителей и старцев. Шла беседа, на вопросы старцев Иисус отвечал быстро и рассудительно. Все поражались Его уму и знаниям. Мария стала упрекать Сына:

— Чадо! Что Ты сделал с нами? Мы уже третий день ищем Тебя повсюду. Моё сердце изболелось от тревожных дум.

Но Иисус возразил на это:

— Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Я могу быть только в доме Отца Моего?

Крещение

Иисусу было лет тридцать, когда свои проповеди в Палестине начал пророк Иоанн Креститель. Иоанн говорил: «Люди! Оставьте свои дурные дела, покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! Кто имеет две одежды, пусть поделится с неимущими. И у кого есть пища, пусть делает то же».

Многие приходили к Иоанну и крестились в реке Иордан. Троекратно погружаясь во время крещения в воду, они смывали с себя прежние грехи и как бы возрождались для новой, праведной жизни.

Иисус также пришёл к Иоанну, но тот не хотел крестить Его, потому что Он был безгрешным. Всё же по настоянию Иисуса Иоанн крестил Его. Когда Иисус выходил из реки, с небес раздался голос Бога: «Это есть сын Мой возлюбленный...»

После крещения Иисус удалился в пустыню и постился там сорок дней. Когда Он возвратился на берег реки Иордан, Иоанн Креститель указал на Него и объявил, что «этот Муж и есть Христос».

Русский живописец Александр Иванов изобразил сцену явления Христа людям. Об этом возвещает пророк Иоанн Креститель, указывающий вдаль на фигуру Иисуса.

Чудеса Иисуса Христа

«Веруй, и спасение будет»

Из уст в уста распространялась среди людей весть о чудесах Иисуса — о том, как Он исцелял больных, воскрешал умерших, давал пищу неимущим.

Однажды к Иисусу пришёл с мольбой о помощи человек по имени Иаир. Его единственная дочь тяжело заболела и была при смерти. Иисус пошёл с ним, но по пути им встретился родственник Иаира. Он сказал:

— Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

Иисус, услышав это, сказал отцу:

— Не бойся, только веруй, и спасение будет.

Они вошли в дом, где все плакали и рыдали, скорбя о девочке. Но Иисус сказал:

— Не плачьте, она не умерла, она просто спит.

Никто не хотел верить Его словам, так как было ясно, что несчастная мертва. Иисус взял её за руку и приказал:

— Девица! Встань.

И девочка тотчас встала...

Чудо с хлебами

В другой раз народ сошёлся в пустынном месте, чтобы послушать проповедь Иисуса. Он беседовал с людьми о Царствии Божием, исцелял тех, кто просил Его об исцелении. День клонился к вечеру. Ученики попросили Христа:

— Отпусти людей, чтобы они в окрестных селениях достали пищи.

Но Иисус ответил:

— Не нужно им идти, вы дайте им есть.

— Но у нас нет ничего, кроме пяти хлебов и двух рыб, — сказали они.

А желающих видеть и слушать Иисуса собралось около пяти тысяч человек, и накормить имеющейся пищей такое число людей казалось невозможным. Но Иисус, взяв пять хлебов и две рыбы, поднял лицо к небу и благословил их.

Ломая хлебы, Он стал подавать ученикам куски, чтобы они раздавали народу. Таким же образом разделил Спаситель и две рыбы. Когда все насытились, Иисус велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало, и этих оставшихся кусков набралось двенадцать корзин.

Чудесный улов

Однажды Иисус шёл по берегу озера и увидел рыбаков на двух лодках. Он сказал им:

— Отплывите на глубину и закиньте сети свои для лова.

Рыбаки отвечали:

— Учитель, мы трудились целую ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закинем сеть снова.

Рыбаки забросили сети и поймали на этот раз столько рыбы, что наполненные ею лодки едва не утонули.

Благая весть Иисуса

Иисус явился на землю как Посланник Бога, чтобы возвестить Евангелие (слово это переводится с греческого как «благая, радостная весть»). Иисус говорил людям, что смерть не является концом их существования, и обещал всем уверовавшим в Него Царство Божие (то есть спасение, вечную жизнь). Но Царство, говорил Иисус, не даётся человеку даром, оно есть награда за праведную жизнь, за любовь к Богу и любовь к ближним.

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, как наследовать вечную жизнь в Царстве Божием. Иисус отвечал на это: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

А что такое любовь к ближнему, Христос объяснил в самой знаменитой Своей проповеди, названной по месту её произнесения Нагорной.

Нагорная проповедь

Множество людей собралось однажды послушать Иисуса. Он взошёл на возвышенное место и стал учить их:

«Любите врагов ваших, — говорил Иисус, — делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас... Всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твоё не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними... Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; ибо каким судом судите, таким будете судимы... Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам... ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам...»

Не делай другим того, чего не хочешь для себя

В своих поучениях Иисус выразил самую суть нравственного поведения: к людям надо относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. И никогда не следует делать другим того, чего не хочешь для себя. Это простое и понятное всем изречение называют золотым правилом нравственности.

Притчи Иисуса Христа

Проповедуя перед народом, Иисус часто говорил притчами. Благодаря этому Его учение становилось более доходчивым и понятным.

О немилосердном должнике

Один из учеников спросил Иисуса, сколько раз должен он прощать ближнему его зло. Достаточно ли будет, если он простит его семь раз? Иисус отвечал: «Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз» (то есть прощать нужно бесконечное число раз). Разъясняя Свои слова, Иисус рассказал следующую притчу.

Один царь захотел взыскать долги со своих слуг. И вот привели к нему одного слугу, который задолжал огромную сумму денег. Царь хотел строго наказать его. Но слуга упал перед ним на колени и стал со слезами просить: «Государь! Подожди немного, и я всё тебе заплачу». Царю стало жалко слугу. Он простил ему долг и отпустил домой.

Выйдя из дворца, слуга увидел одного из своих товарищей. Тот должен был ему небольшую сумму денег. Слуга схватил должника и закричал: «Отдай мне, что должен!» Товарищ умолял его и говорил: «Потерпи немного, и я всё отдам тебе». Однако слуга не захотел его слушать. Он велел посадить несчастного в темницу и держать там, пока тот не заплатит. Когда весть об этом жестоком поступке дошла до царя, он воскликнул: «Злой раб! Весь твой долг я простил тебе, потому что ты упросил меня. Разве не должен был ты помиловать своего товарища, как я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь велел взыскать с того слуги весь долг.

«Так и Отец Мой Небесный, — сказал Иисус, — поступит с вами, если не будете прощать ближнему его согрешений».

Главная мысль притчи:

  • Если тебе сделали добро, ты должен так же поступать с другими.
  • Прощать долги не нужно.
  • Милосердный Бог прощает человеку большие грехи, если тот молит его о прощении. Значит, и сам человек должен прощать ближнему его прегрешения.

О заблудшей овце

Пастух пас сто овец. Одна овца отстала от стада и потерялась. Пошёл пастух искать заблудшую овцу. Долго искал, но наконец нашёл. Взял её на свои плечи и принёс домой. Созвал соседей и сказал им: порадуйтесь со мною, я нашёл мою пропавшую овцу.

Главная мысль притчи:

  • Заблудшую овцу нужно найти, потому что пастух не своё стадо пасёт.
  • Милосердный Бог заботится о каждом человеке, как добрый пастух о каждой своей овце. Даже тогда, когда грешник забывает о Боге («теряется»), Тот продолжает заботиться о нём и радуется его возвращению.
  • Овцы — несообразительные животные. Если бы пастух не разыскал овцу, она бы погибла.

Предательство Иуды

Многие, слушая проповеди Иисуса, уверовали в Него. Но было также немало таких, кто относился к Нему враждебно. Прежде всего, это были старейшины (вожди) и священники.

Воспользовавшись тем, что Иисус в очередной раз явился в Иерусалим, Его недруги собрались на совет и решили хитростью захватить Христа, когда Он окажется вдали от народа. Среди апостолов был один, которого звали Иуда Искариот. Он пришёл к священникам и спросил: «Что вы дадите мне, если я предам вам Иисуса?» Священники предложили ему тридцать сребреников. С этого времени Иуда стал искать удобного случая, чтобы выдать Христа. Случай вскоре представился. Ночью Иисус с немногими учениками вышел помолиться в Гефсиманский сад. Внезапно появилась толпа народа и стражники. Впереди шёл Иуда Искариот. Он приблизился к Христу и поцеловал Его. Это был условленный знак — таким образом Иуда должен был указать на своего Учителя. Стражники схватили Иисуса и связали Его.

Что заставило Иуду совершить предательство, не известно. Но в тот же день, узнав об осуждении Христа, он вернул священникам деньги и повесился.

Распятие

Иерусалимские власти приговорили Иисуса к мучительной казни. Воины привели Его на холм, называемый Голгофа, и там распяли на кресте. Вокруг стояли толпы народа. Многие насмехались над осуждённым и говорили: «Других спасал; пусть спасёт теперь Себя Самого, если Он Христос, избранник Божий». Иисус же молился Богу: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Мучения его продолжались несколько часов. В это время солнечный свет померк, и на город опустилась тьма. А в миг, когда Иисус умер, содрогнулась земля.

Вечером ученики сняли тело Иисуса с креста, умастили его составом из смирны и алоэ, запеленали в льняную плащаницу и похоронили в гробнице (небольшой пещере, вырубленной в скале).

Воскресение

Ещё при жизни Иисус предсказывал, что на третий день после смерти Он воскреснет. Но даже ближайшие Его ученики не могли в это поверить. Первыми свидетелями чуда стали женщины, которые принесли к гробнице благовонное миро, чтобы помазать Его тело, так как не успели сделать это в день казни. Они обнаружили, что камень, закрывавший вход в гробницу, отвален, стражники, охранявшие пещеру по приказу священников, в страхе разбежались, а тела Христа нигде нет. И вот, когда женщины в растерянности и недоумении стояли возле гробницы, перед ними явился ангел и сказал: «Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он предупреждал вас, что Ему суждено быть распятым и в третий день воскреснуть».

В тот же день вечером, когда апостолы собрались за ужином, Иисус неожиданно явился среди них и сказал: «Мир вам». И, заметив их страх, продолжал: «Что смущаетесь? Посмотрите на Мои руки и ноги — это Я Сам; дотроньтесь до Меня и рассмотрите. Я из плоти и крови». Но ученики продолжали сомневаться. Тогда Иисус спросил: «Есть у вас какая-нибудь пища?» Они подали ему печёной рыбы и сотового мёда. Иисус взял поданное и стал есть перед ними. Поговорив с учениками, Иисус исчез, но потом в течение сорока дней ещё несколько раз являлся перед ними.

Вознесение

На сороковой день после Своего Воскресения Иисус повёл учеников к Елеонской горе, которая находилась рядом с Иерусалимом. Благословив их, Он стал отдаляться и возноситься на небо. Ученики смотрели на Него, пока Он не скрылся в облаках. Тогда им явились ангелы и пообещали, что Иисус снова придёт на землю в конце человеческой истории, чтобы судить мёртвых и живых.

Для любознательных
Узнав историю земной жизни Христа, ты понял теперь, почему Его называют Спасом. «Спас» означает «Спаситель». Иисус Христос — Сын Божий, родившийся на Земле, чтобы спасти человечество, научить людей жить праведной (правильной) жизнью и Своей мученической смертью искупить человеческие грехи. Со времён Адама люди были отчуждены от Всеблагого Бога и соединились с Ним только благодаря Христу. Рассмотри икону «Спас Вседержитель» (с. 78). В левой руке Христос держит книгу, в которой раскрыто Его учение (Евангелие), а жестом правой руки Он благословляет мир.

Спаситель

Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью Он учил,
Он все законы Моисея Любви закону подчинил.
Не терпит гнева Он, ни мщенья,
Он проповедует прощенье,
 Велит за зло платить добром,
Есть неземная сила в Нём.
Слепым Он возвращает зренье,
Дарит и крепость, и движенье
Тому, кто был и слаб, и хром.
Ему признания не надо,
Сердец мышление отперто,
Его пытующего взгляда Ещё не выдержал никто,
Целя недуг, врачуя муку,
Везде спасителем Он был И всем простёр благую руку И никого не осудил...
Л.К. Толстой

Для любознательных
Многие христиане стремятся побывать в Иерусалиме, чтобы своими глазами увидеть места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Особым почитанием окружён храм Воскресения Господня. Он стоит на том месте, где Иисус умер на Кресте, был погребён и через три дня воскрес. Напротив входных дверей храма на мраморном полу лежит Камень Помазания (плита из бледно-розового мрамора), обозначающий место, где ученики умастили тело Иисуса составом из смирны и алоэ.

Апостолы — ученики Иисуса Христа

Иисус и апостолы

Во всех странствиях Христа сопровождали двенадцать самых близких его учеников, которых Он называл апостолами. Они были простыми людьми. И все, кроме одного, с огромной любовью и преданностью относились к своему Учителю.

Во время последней вечери, уже предвидя Свою скорую крестную смерть, Иисус дал апостолам последнее наставление: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Апостолы продолжили дело Иисуса. Вся их последующая жизнь была посвящена проповеди Евангелия. Они учили людей христианским добродетелям. Благодаря им учение Христа получило признание и распространилось далеко за пределами Палестины. Всех, кто принимал его и крестился, стали называть христианами.

Апостол Пётр

До встречи с Христом Пётр был простым рыбаком. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа этот апостол пользовался среди Его последователей наибольшим авторитетом. Несмотря на строгий запрет священников, он продолжал проповедовать, что Иисус — Сын Божий воистину воскрес после смерти на кресте. Враги бросили Петра в тюрьму. Но ангел ночью отворил двери темницы и вывел из неё апостола.

Пётр первым из апостолов стал распространять учение Христа за пределами Палестины. Он совершил много путешествий из Иерусалима в разные города и страны. В конце жизни Пётр поселился в Риме, который был тогда столицей огромной империи. Здесь его стараниями была создана большая христианская община. Когда римский император начал гонения на христиан, среди многих других принял смерть на кресте и апостол Пётр. За свою искренность и твёрдость веры он удостоился особого доверия Христа, вручившего Петру ключи от ворот рая.

Иоанн Богослов

Иоанн Богослов — любимый ученик Христа. Учитель называл Иоанна «сыном громовым» и предсказывал, что его проповеди, как гром, будут слышать повсюду. После крестной смерти Иисуса Иоанн взял в свой дом Его Мать Марию и заботился о Ней вплоть до самой Её смерти (Успения).

В конце жизни Иоанн написал Евангелие — одно из четырёх, вошедших в состав книг Нового Завета.

Иоанна называли апостолом любви, потому что он много пишет о Боге и о Его отношении к человеку, которое можно выразить словами «Бог есть любовь».

Священная книга христиан

Библия

В переводе с греческого Библия означает «книги». От этого же слова произошло слово «библиотека». Созвучие между ними далеко не случайно. Хотя Библия издаётся теперь в виде отдельного тома, на самом деле она представляет собой маленькую библиотеку — собрание 77 самостоятельных книг, которые писались людьми разных поколений на протяжении тысячи лет.

Если ты откроешь Библию, то сразу заметишь, что она состоит из двух больших разделов. Первый называется «Священное Писание Ветхого Завета», второй — «Священное Писание Нового Завета». Давай разберёмся в значении этих слов.

Священным библейское Писание называется потому, что с его страниц к нам обращается Сам Бог. Важнейшие книги Ветхого Завета были написаны пророками, имевшими особый дар — слышать не слышимое другими слово Божие. Книги Нового Завета в большинстве своём были написаны первыми учениками Иисуса Христа, которые своими ушами слышали Его речи и своими глазами видели Его чудеса.

Из книг Ветхого Завета мы узнаём о сотворении мира Богом, о создании Им первых людей и об изгнании их за непослушание из рая. Здесь же содержится подробный рассказ, как на горе Синай Бог через пророка Моисея передал людям Свои заповеди. Таким образом был заключён первый, ветхий, завет между Богом и людьми (слово завет означает «союз», «договор»).

Второй завет, новый, Бог заключил с людьми через Своего Сына Иисуса Христа. Важнейшей частью Нового Завета являются Евангелия. Это четыре самостоятельных рассказа о рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа. Авторами Евангелий были ученики Иисуса: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Знание священных книг — обязанность каждого верующего. Очень-очень давно святой Иоанн Златоуст сказал об этом так: «Священное Писание — это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твёрдой, мудрой. Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей».

Для любознательных
Книги Ветхого Завета были изначально написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета — на древнегреческом. На славянский язык Библия была впервые переведена в IX веке. Это важное дело осуществили уроженцы греческого города Фессалоники братья Кирилл и Мефодий. В то время славяне ещё не имели своей письменности. Поэтому, прежде чем приступить к переводу, братья создали славянскую азбуку.

Для любознательных
Давай мысленно перенесёмся на несколько столетий назад, в эпоху царя Ивана IV Грозного. По его приказу в 1553 году в Москве был основан Печатный двор. Здесь трудился знаменитый русский печатник Иван Фёдоров. Первой печатной книгой, в которой указано его имя, стал «Апостол». Работа над книгой велась с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. В 1566 году из-за начавшихся против него гонений Иван Фёдоров навсегда покинул Москву. Он переехал в соседнюю Литву и продолжал там издавать православные богослужебные книги. В 1580-1581 годах Иван Фёдоров выпустил первую печатную православную Библию на церковнославянском языке. Эта книга стала самой крупной его работой. Она включала в себя 1256 страниц. Набирали Библию шестью различными шрифтами и печатали в две краски.

Христианская жизнь

Добро и зло. Что такое грех?

Мир создан Богом и управляется Его законами. Зло, или грех, — это нарушение воли, заповедей Бога. Грех ведёт к страданиям, болезням и вечной смерти. Почему тогда люди грешат?

Бог дал каждому человеку свободу решать, как поступить в той или иной жизненной ситуации, самостоятельно делать выбор. Если человек делает правильный выбор, согласный с заповедями Бога, он совершает добрый поступок (потому что Бог и есть добро). Если же он делает неправильный выбор, он удаляется от Бога, а всё, что уводит нас от Бога (уводит от добра), и есть зло.

Греховными могут быть не только дела (поступки), но и слова и даже мысли! Ни один грех не проходит для человека бесследно. Грехи загрязняют, уродуют душу. Загладить свой грех можно добрыми мыслями, словами и делами. Но прежде человек должен раскаяться в своём грехе. Раскаяться — значит осудить своё греховное поведение, пожелать исправить его. Бог прощает лишь те грехи, в которых человек искренне раскаялся!

Любить грешника и ненавидеть грех

Православный христианин не может спокойно относиться ко злу. Зло следует осуждать, с ним необходимо бороться. Но человек и его дурной поступок (грех) — это не одно и то же. В православии есть правило: «Надо любить грешника и ненавидеть грех».

— Значит, если любишь человека, можно закрыть глаза на его грехи?

— Нет! Любить грешника означает помогать ему в борьбе с грехом. Особенно важно это правило в общении между близкими людьми.

Сердце

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Ты прожила такую тяжёлую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя секрет?

— Есть, милые. Всё хорошее, что мне сделали, я записываю в своём сердце, а всё плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце моё сейчас было бы всё в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный.

Бог дал нам две равно драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.
Г. Юдин

Ценности православной семьи

Высшая заповедь христианства есть любовь к ближним. Где же человеку проявлять эту любовь, как не в родной семье? Тут легче всего можно узнать, способен ли человек на добрые поступки. Может ли он возлюбить ближнего? Если он не любит родителей, братьев и сестёр, то как сможет он полюбить чужих людей?

Когда люди живут вместе, под одной крышей, они должны научиться прощать, быть терпеливыми, иначе в семье не будет счастливой мирной жизни. Каждый член семьи должен учиться сдерживать себя, проявлять заботу и внимание к своим близким.

Таинство брака

Любой христианский брак начинается с венчания в храме. Венчание — великое таинство, а не только красивый обряд! Во время венчания мужа и жену соединяет Сам Бог. Соединяет не только для земной жизни, но и для жизни будущей. Священник молит Бога благословить брак и даровать супругам Свою поддержку. Как видимый знак этой поддержки он возлагает на них венцы. Сочетающиеся браком пьют вино из одной чаши. Этим они показывают, что отныне будут жить единодушно, разделяя вместе радость и горе.

Секреты православной семьи

Любовь

Всё благополучие брака основывается на взаимной любви, на взаимном доверии и уважении. Где есть это, там есть и всё остальное. Если этого нет, то ничто другое не помогает, и всё полно неприятностей и расстройства. Ради общего благополучия каждый из супругов должен быть снисходителен к недостаткам другого.

Апостол Павел в одном из своих посланий дал такой наказ христианам, состоящим в браке: муж «да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Что означает «жена да боится своего мужа»? Это значит, что она боится его огорчить, обидеть, боится разрушить его любовь. Любить — это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему.

А что такое любовь родителей к детям? Родители чувствуют глубокую ответственность за них, переживают и болеют душой, особенно когда видят в детях проявление какого- либо греха.

Дружба

Между членами семьи царит крепкая и нежная дружба. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье. И нет у детей более близких людей, чем их родители, братья и сёстры. Дом любящих христиан — это место тепла и нежности.

Правильное распределение обязанностей

Муж — опора жены и глава семьи. Он отвечает за благополучие всех членов семьи. Жена — поддержка мужа. Дети — помощники родителей. Они — обязательные участники всех семейных дел. В устройство дома вкладывает свою душу каждый член семьи. Самое полное семейное счастье возможно, когда все честно выполняют свои обязанности.

Доверие

Преданный муж оказывает жене полное доверие. Он уверен в её любви, он знает, что её сердце неизменно предано ему. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел. Он знает, что всё будет в порядке.

Преданная жена оказывает мужу самое полное доверие. Она от него ничего не скрывает. Она делится с ним своими чувствами, каждой радостью или огорчением.

Родители не стесняют свободу детей навязчивой опекой, но глубоко интересуются их жизнью — всегда знают, с кем дети общаются, что они делают, в какие игры играют, какие книги читают.

Единство интересов

Муж глубоко и искренне интересуется делами жены, а жена так же интересуется делами мужа. Оба сердца разделяют и радость, и неприятности, делят пополам груз забот. Всё в жизни у них общее.

Дети неотделимы от родителей, которые уделяют им всё своё свободное время. Муж, жена и дети вместе ходят в церковь, молятся рядом. Они поверяют друг другу свои сомнения и тайны, ищут друг в друге сочувствия и поддержки. Они живут одной общей жизнью.

Пословицы

  • Семья без детей не семья.
  • Не смейся над старым: и сам будешь стар.
  • Любовь да совет, так и горя нет.
  • Сядем рядком, да поговорим ладком.
  • Когда семья вместе — тогда душа на месте.
  • За общим столом еда вкуснее.
  • Как родители жили, так и нас благословили.
  • Не надобен и клад, коли у мужа и жены лад.
  • Материнская молитва со дна моря поднимает.

Трудовые традиции православной семьи

Детство — счастливая пора, время забав, игр, изучения окружающего мира. Но постепенно ребёнок начинал принимать участие в домашних делах: мальчик вместе с дедом вешал скворечник, девочка помогала бабушке пропалывать грядки. Младшие дети вместе со старшими братьями и сёстрами ходили в лес по грибы и ягоды, удили рыбу, купали в реке лошадей, пасли коз.

Если бабушка замешивает тесто, то обязательно предложит детям сделать птичку или бублик. Сажая огород, выделяли специальную гороховую грядку для детей — поспеет горох, ребята тут как тут у своей грядки, лакомятся молодым горошком. В семье для младших всегда оставляли детские лакомства (пенки, ягоды, печёные овощи и яблоки, капустные кочерыжки). Эти правила выполняли все члены семьи.

Подросток — почти взрослый человек, и его обязанности тоже были уже взрослыми. В этом возрасте мальчик, живущий в сельской местности, должен был уметь сделать топорище, запрягать лошадь, пасти скот, удить рыбу, рубить ветки. Он уже стеснялся плакать, знал, что нужно держать данное слово. Девочка годам к двенадцати хорошо пряла, вязала, училась ткать, шить. Она помогала на покосе, умела замесить тесто, готовила несложные кушанья, мыла посуду, убирала в доме.

Богослужение в Русской Православной Церкви

Крест — символ православной веры

Крест — главный символ христианства. У католиков принят четырёхконечный крест. Но восточные христиане полагают, что восьмиконечная форма креста с тремя поперечными перекладинами более соответствует исторической правде. К верхней перекладине креста были прибиты руки Иисуса, а к нижней (подножию) — Его ноги. Над головой Иисуса висела табличка с Его именем.

Знамение креста

У всех христиан принято для выражения своей веры в Иисуса Христа изображать на себе правой рукой знак креста (креститься), или, говоря другими словами, осенять себя крестным знамением. Православные христиане при этом складывают вместе три пальца (перста) и крестятся справа налево. Верующие считают, что крестное знамение даёт нам великую силу отгонять и побеждать зло, помогает творить добро. Осенять себя им следует, когда входишь в храм, молишься, прикладываешься к кресту, иконам.

Священнослужители

Организуя по всему миру христианские общины, апостолы ставили во главе них своих лучших учеников. Им поручали наставлять верующих, проводить церковные службы и совершать таинства. Так в христианской церкви появилась особая группа людей, полностью посвятивших себя служению Богу. Их называют священнослужителями.

Чтобы человек стал священнослужителем, над ним должны совершить особое таинство священства. После этого он становится посредником между Богом и мирянами. Священнослужитель руководит религиозной жизнью своей общины (своего прихода). Его всегда можно узнать по особой одежде (облачению).

Молитва в православии

Молитва — одна из основ православной жизни.

Во время молитвы мы прежде всего благодарим Бога за Его дары. Ведь у человека в этом мире нет ничего своего. Жизнь, способности, здоровье, пища — всё даётся ему Богом. Кроме того, молитва может содержать в себе просьбы к Богу, изложение своих мыслей и покаяние в совершённых грехах. Молиться Богу можно везде — ив доме, и в храме, и в пути, потому что Бог находится повсюду. Можно произносить слова молитвы вслух или про себя. Бог всегда слышит слова, которые идут из самого сердца.

В молитвах люди обращаются не только к Богу, но и к Богоматери — Заступнице и Помощнице человека, а также к святым угодникам. Святыми угодниками называют святых людей, которые, живя на земле, угодили Богу своей святой, праведной жизнью. Теперь они пребывают в Царствии Небесном с Богом и своими молитвами помогают нам, живущим на земле.

Во время молитвы человек совершает определённые действия: крестится, кланяется, становится на колени. Всё это выражает благоговение, почитание Бога. Существуют разные молитвы на все случаи жизни. Например, перед началом серьёзного дела люди обращаются к Богу с такой молитвой: «Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою».

«Люблю я молиться в храме Божием! В молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния, узы страстей, и мне становится так легко: всё обаяние, вся прелесть страстей исчезают, я как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми благами... О, как блаженна душа с Богом...»

Молитва Господня

Как-то раз апостолы попросили Иисуса: «Господи! Научи нас молиться». Он сказал им: «Когда молитесь, говорите: Отец наш небесный! Да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам долги (грехи) наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Эту молитву называют Господней. Она самая главная из всех. Каждый христианин должен знать её наизусть и читать по нескольку раз на день. Православные произносят её обычно на церковнославянском языке, который принят сегодня в Русской Православной Церкви. На этом языке молитва Господня звучит так: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Храм — дом Божий

Слово «храм» сродни древнерусскому слову «хоромы» (дом, строение). Это особое сооружение, которое предназначено для богослужения.

Существует несколько традиционных форм православного храма. Он может иметь в своём плане крест, круг, квадрат (четверик) либо восьмиугольник (восьмерик). Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому.

Здание храма обычно завершается куполом, символизирующим небо. Купол венчает глава, на которой устанавливается крест — во славу Иисуса Христа.

Внутреннее убранство храма

Внутреннее убранство храма связано с традициями православия, которые соблюдаются независимо от того, малый или большой этот храм, богатый он или скромный по убранству. В древности не каждый человек мог свободно войти в храм. Люди, которые ещё не приняли крещения, обычно стояли у входа. Эта часть собора называется притвор (от слов «притворять», «закрывать»). Дверь из притвора ведёт в среднюю часть храма. Здесь много подсвечников, горящих свечей, на стенах иконы. Стоят молящиеся люди. Многие из них подходят к панихидному столу (кануну), ставят свечки в память об усопших.

Прямо перед молящимися в средней части храма расположен иконостас — большая стена или перегородка, состоящая из нескольких рядов икон. Ты уже знаешь, что иконопись — не просто искусство, для православного христианина икона священна. Она помогает верующему сосредоточиться на молитве к Богу и святым, попросить их милости, прощения или покаяться в грехах.

В иконостасе устроены трое врат. Средние, самые большие, называются Царскими вратами, потому что через них во время службы невидимо проходит Сам Господь Иисус Христос. Через эти двери никому не позволено выходить, кроме священнослужителей.

Иконостас отделяет среднюю часть храма от самой главной — алтаря. Здесь находится престол — освящённый стол, покрытый дорогой тканью. Это место невидимого пребывания Господа.

Для любознательных
Знаешь ли ты, почему в соборах и церквях принято ставить свечи? Свеча — это символ нашей молитвы к Богу, Божией Матери или кому-нибудь из святых. Свеча отражает чувство любви, благоговения человека перед Спасителем, Его Матерью. Если чувства человека искренни, свеча становится жертвой и способствует просьбам человека, как бы вознося их от земли на небеса.

Иконы и фрески

В иконостасе и на стенах православного храма находится много икон. Стены и потолок внутри храма обычно расписывают фресками. Сюжеты фресок такие же, как у икон. Но иконы пишут на досках, а фрески — по сырой штукатурке. При высыхании краска крепко схватывается со штукатуркой. Это делает фреску необычайно долговечной.

Для любознательных
Тебе уже известно, что Владимирская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон православных христиан. Полагают, что она была написана в XII веке в Константинополе и в том же веке попала на Русь. Со времени появления иконы в городе Владимире она стала почитаться как защитница, покровительница Русского государства. Много раз икона доказывала свою чудодейственную силу. Так, перед ликом Владимирской Божией Матери молились люди, когда на Русь пришли завоеватели из Средней Азии. Их предводителю лану явилась во сне Богородица. Он испугался небесного гнева и ушёл из московских владений, не причинив им никакого вреда. Позже икона сопровождала русское войско на реке Угре, когда оно стояло против ордынского хана Ахмата. Так и не решившись вступить в битву, ордынцы отступили... В настоящее время икона бережно хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Богослужение

Православным богослужением называется церковная служба. Она включает в себя чтение и пение молитв, чтение Библии, а также священнодействия (обряды), совершаемые священнослужителями и прихожанами. Богослужение проходит в храме. Через богослужение православный христианин входит в таинство общения с Богом.

Все предметы и сосуды, используемые в богослужении, считаются священными. С давних пор их изготовление, точно так, как и изготовление священнического облачения и драгоценных окладов для богослужебных книг, поручали лучшим мастерам. Ныне многие из этих изделий справедливо относят к произведениям искусства.

Церковное пение

Во время богослужения в православном храме большинство молитвенных псалмов и гимнов поётся. Церковное богослужебное пение есть язык, на котором человек обращается к Богу. С одной стороны, пение украшает службу, делает её более торжественной. С другой стороны, пение роднит людей, воодушевляет и сплачивает их.

Церковное пение пришло на Русь вместе с христианством во времена князя Владимира. В отличие от католичества, в православии не разрешается сопровождать службу игрой на музыкальных инструментах.

Православный колокольный звон

Колокольный звон — необходимая часть православного богослужения. Существуют четыре главные его разновидности: благовест, перезвон, трезвон и перебор.

Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм к богослужению.

Перезвон — это звон поочерёдно в каждый колокол, начиная с большого до самого малого, и так повторяют много раз.

Трезвон — это радостный, торжественный звон во все колокола.

Перебор, напротив, выражает печаль, грусть, поэтому его называют ещё похоронным, погребальным звоном. Сначала медленно звонят по очереди в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Правила поведения в храме

Когда ты придёшь в храм, обрати внимание на поведение в нём людей.

  • Мужчины в храме находятся без головного убора, женщины покрывают голову платками. Руки в карманах не держат.
  • При входе в храм человек крестится (осеняет себя крестным знамением). Крестное знамение означает, что человек просит у Бога благословения, помощи, поддержки.
  • В храме нельзя бегать, кричать, громко смеяться.
  • Со знакомыми в храме здороваются молчаливым поклоном.
  • Есть в храме нельзя, кроме тех минут, когда священники раздают благословенный хлеб.
  • Православные христиане заблаговременно перед началом службы подают записки о здравии живых своих родственников и близких и отдельно — об упокоении умерших. Имена пишутся аккуратно, разборчиво — полные, в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? — Тамары, Ивана, Никифора и т. п.
  • Ставить свечи на подсвечники нужно с благоговением, без суеты, никому не мешая и никого не отвлекая от молитвы.

Православный календарь

Особенности православного календаря

Календарь играет важную роль в жизни православного христианина. Определённые дни года посвящаются воспоминанию важнейших событий из жизни Иисуса Христа, Божьей Матери или различных святых. Кроме того, в продолжение года установлены однодневные или многодневные посты. Для каждого дня предусмотрены особые песнопения и молитвы. Большие изменения в богослужении бывают в дни великих праздников и постов.

Особенностью календаря Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю (юлианскому календарю), поэтому в современных православных календарях указаны две даты — по старому и новому стилю.

Большинство великих праздников являются пепереходящими, то есть они имеют точную, фиксированную дату. Но есть несколько праздников (например, Вознесение Господне), дата которых отсчитывается от Пасхи. Поскольку Пасха каждый год отмечается в различные дни, эти праздники переходят с одной даты на другую. Их так и называют — переходящие.

Пост. Что это такое?

Большим и важным праздникам у православных христиан предшествуют посты. Так, Рождеству предшествует Рождественский пост, Пасхе — Великий пост.

Во время поста православные люди стараются удалиться от всего греховного и приблизиться ко всему доброму и хорошему, ук лоняются от суеты и пустых разговоров. Это настроение поддерживается воздержанием от мясных и других продуктов животного происхождения, а также ограничением себя в пище. Таким образом, пост становится временем нравственного очищения.

Великий пост

Я просыпаюсь от резкого света в комнате. Да, сегодня Великий пост. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном, как плачет. Старый наш плотник Горкин сказал вчера, что масленица уйдёт — заплачет... Теперь уж «душу готовить надо».

Отворяется дверь, входит Горкин.

— Вставай, милок. Теперь всё строго... А ты держись, про душу думай. Читай: «Господи и Владыко живота моего». Вот и весело будет.

В доме открыты форточки и слышен плачущий и зовущий благовест. Это жалобный колокол, по грешной душе плачет. Называется постный благовест.

И почему все такие скучные?.. Поедем на «постный рынок», где я никогда не был...

Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

— Пост, не смей!..

Л. С. Шмелёв

День рождения Иисуса Христа

Первый праздник наступившего Нового года — Рождество. Он отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день в храмах совершается ночное праздничное богослужение. Верующие поздравляют друг друга. После службы семья приходит домой и садится за праздничный стол. В доме стоит украшенная ёлка. На сладкое обязательно подают кутью. Это каша, сваренная из цельных зёрен пшеницы (ячменя или риса) с маком, орехами, сушёными ягодами и мёдом. После ужина все идут к ёлке, усаживаются возле неё, и кто-нибудь раздаёт подарки.

Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками — то есть святыми днями, освящёнными приходом в мир Спасителя. Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или слав- ление. Молодёжь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвящённые Рождеству Христову.

Славите, славите,
Сами, люди, знаете:
Христос родился,
Мир возвеселился.
Отпирайте сундучок,
 Вынимайте пятачок,
Мне, Ивану, на чаёк!

  • Ель — самое красивое дерево в России.
  • Так повелел делать царь Пётр I.
  • Ель — символ «райского дерева». Считалось, что повешенные на «райское дерево» сласти приносят удачу, здоровье и богатство.

Крещение Господне

Завершаются святки в день Крещения Господня — 19 января (6 января по старому стилю). Если ты придёшь на Крещение к водоёму, то можешь увидеть обряд водосвятия. Во льду вырубается крестообразная прорубь (иордань), и рядом с ней водружается деревянный крест. Священник проводит молебен, в конце которого три раза опускает в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все присутствующие набирают из проруби воды, которая считается святой, обливают ею друг друга, а некоторые, чтобы очиститься от грехов, окунаются в ледяную воду.

Пасха

Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения среди других православных праздников занимает центральное место, недаром о нём говорят, что это «праздников Праздник и Торжество из торжеств», «победа вечной жизни над смертью». Пасха завершает многодневный Великий пост.

Священники облачаются в красные праздничные ризы и проводят торжественное пасхальное богослужение — славу воскресшему Господу, которое начинается ровно в полночь с крестного хода вокруг храма. После окончания службы верующие разговляются: пробуют освящённый кулич, пасху и крашеные варёные яйца (писанки).

Праздник Пасхи всегда выпадает на воскресенье, поэтому последующая неделя называется Светлой. Во все дни Светлой седмицы (семи дней) принято христосоваться, то есть дарить друг другу крашеные яйца с пасхальным приветствием: «Христос Воскресе», на которое отвечают: «Воистину Воскресе!» И в сам день Святой Пасхи, и в течение недели каждый желающий может подняться на колокольню храма и огласить праздничным звоном окрестности — это тоже древняя пасхальная традиция!

Пасхальные яйца

У православных христиан принято дарить друг другу на Пасху крашеные яйца. Предание гласит, что ученица Христа Мария Магдалина пришла в Рим к императору-язычни- ку с проповедью христианской веры и подарила ему простое куриное яйцо (как символ жизни). Император не поверил в рассказ о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным. С тех пор на Пасху люди красят и украшают яйца, обмениваются ими со словами приветствия: «Христос Воскресе!» — и трижды целуются друг с другом.

В прежние годы у зажиточных людей существовала традиция дарить на Пасху драгоценные яйца-сувениры. Замечательную коллекцию таких пасхальных яиц для русской императорской семьи изготовил ювелир Карл Фаберже.

Словарик

Апостол — ближайший ученик Христа.

«Апостол» — сборник священных текстов, используемый при православном богослужении; включает в себя послания апостолов, книгу «Деяния святых апостолов» и гимны из других книг Библии.

Благоговение — глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо.

Благодать — Божественная сила, которой Бог действует в мире; благодать подаётся человеку в таинствах Церкви.

Благословлять — обращаться с молитвой к Богу, призывая Его оказать кому-то покровительство или помощь в важном, трудном деле.

Благочестивый — строго соблюдающий Божественные заповеди и церковные правила.

Вечеря — вечерняя трапеза, ужин.

Грех — нарушение заповедей Бога.

Завет — союз, договор, заключённый между Богом и людьми.

Идол — изваяние божества у язычников.

Келья — жилище монаха в монастыре.

Лавра — крупный мужской православный монастырь.

Миро — специально приготовленное масло с сильным приятным запахом.

Наречь — назвать.

Нимб — сияние вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых людей; символ их святости.

Патриарх — в православии управляющий самостоятельной (автокефальной) Церкви.

Плащаница — большой кусок льняного полотна, в который при погребении заворачивали тело покойного.

Покаяться — признаться в своих грехах.

Поклонение — проявление особого уважения, преданности кому-либо или чему-либо.

Пост — время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения, а также всевозможных развлечений.

Праведный — благочестивый, безгрешный.

Прелесть — сильное, пленяющее влечение; духовный самообман.

Притча — краткий рассказ, который чему-то учит, поучает.

Проповедь — поучение, наставление.

Разговляться — поесть скоромного (мясного и молочного) впервые после поста.

Раскаиваться — испытывать сожаление о своём поступке, признавать его ошибочным или дурным.

Святой — благочестивый человек, который пребывает после своей кончины на небесах и молится перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

Святость — одно из главных свойств Бога; святостью обладают также святые люди, которые соединяются с Богом в молитве и добрых делах.

Священнослужитель — служитель церкви, над которым совершено таинство священ ства (рукоположения), дающее ему право совершать таинства и обряды.

Смирна — благовонное вещество.

Страсть — сильно выраженное чувство; крайнее увлечение.

Таинство — священное действие, совершаемое священнослужителем, в котором участвует Сам Бог.

Терния — трудности, невзгоды.

Узы — оковы, кандалы.

Умащивать (умащать) — натирать, смазывать тело покойного благовонными маслами.

Хлев — в евангельской истории вырытая в горе пещера, куда на ночь загоняли скот.

Царские врата — двустворчатые двери в иконостасе, которые ведут в алтарную часть православного храма.

Церковно-приходская школа — начальная школа при церковном приходе (округе, имеющем свой храм); срок обучения в ней составлял два года (реже три-четыре года).

Церковнославянский язык — форма старославянского (древнего славянского) языка, употребляемая в православном богослужении.

Церковь — в переводе с греческого языка это слово означает «собрание» (верующих людей); христианская Церковь в широком смысле — это объединение всех христиан.

Этюд — подготовительный набросок для будущей картины.

Язычник — человек, поклоняющийся многим богам.

Ясли — кормушка для скота.

Основы православной культуры. Учебник 4-й класс

Учебник "Основы православной культуры" для учащихся общеобразовательных организаций. Включен в федеральный перечень. Даёт возможность расширить и углубить знания детей о православной культуре, осознать её вклад в развитие культуры России и всего мира.

Автор текста: Коллектив авторов
Дата публикации: 28.10.2017